Обзор биперной музыки с DiHalt 2021
Зимний DiHalt образца 2021 года удался на славу. Редкое для наших краёв разнообразие платформ, участие зарубежных коллег, множество отличных работ, освежающих подзабытые уже ощущения настоящего сценового соперничества и расширения горизонтов возможного. Отдельное спасибо нужно сказать БК-шникам за вывод их самобытной и уникальной сцены из сумрака.
В этом году я участвовал в двух конкурсах — биперной музыки и LowEnd 256 байт интро, и они же стали наиболее интересными для меня как зрителя, по причине неожиданно высокой конкуренции в них. По прошествии трёх недель спешу поделиться мнением о работах, и начну с бипера.
Несмотря на приличное количество работ в бипере, большую половину из них обеспечила наша традиционная шайка однобитных энтузиастов в составеТрус, Балбес и utz, Tufty и меня. В этом году наш звёздный состав усилил hellraver своим независимым участием, выставивший вторую половину работ. Итого семь работ от четырёх участников. Как обычно, мы не договаривались об участии заранее, и несмотря на то, что мы хорошо знаем музыкальный почерк и технические предпочтения друг друга, я не сразу догадался, кто же написал показавшиеся мне победными (так и вышло) работы. utz также не смог сходу угадать автора одного из моих треков. Надеюсь, это не деменция, просто мы продолжаем удивляться и удивлять.
В современных биперных трендах можно отметить, что по прежнему остаётся в моде PFM звук (движок FuzzClick/SpecialFX и аналогичные). Набирает популярность четырёхканальный движок Squat, при всей своей простоте (по сути это немного улучшенный Squeeker родом из 2000-го года) оказавшийся на удивление сбалансированным в своих возможностях, качестве звучания и удобстве применения. Всё чаще используются сэмплы, поддерживаемые относительно свежими движками, в основном это реалистичные ударные, но также и некоторые другие звуки.
Три трека от нового автора, к сожалению, не занявшие высоких мест. На мой взгляд, они довольно однотипны — поэтому я не стал писать мнение по каждому из треков в отдельности — а историям, которые они рассказывают, достаточно сложно следовать. Думаю, для более высоких результатов не хватило более интересной, динамичной аранжировки, либо более запоминающихся мелодий, а лучше комбинации этих качеств. Также, правила, позволяющие выставлять несколько работ от одного автора, открывают возможность для экспериментов, и более разноплановые работы, в разном стиле или звучании, имели бы разные шансы понравиться слушателям. В любом случае, спасибо автору за участие и творческих успехов в будущих работах!
Имея запас времени в несколько дней, я решил делать несколько треков одновременно, с расчётом на то, что по некоторым работа пойдёт легче, по некоторым застрянет, но в итоге у меня будет хотя бы одна работа для участия в компо. Этот трек я развил из старой заготовки, сделанной во время написания движка BuzzKick — немного улучшенной версии классического FuzzClick с поддержкой сэмплов для ударных. Заготовка представляла собой первый паттерн, всё остальное было дописано к ней за день. Получилась моя типичная история, трек-боевик с простейшей структурой 'два притопа — три прихлопа'. В этот раз обошлось без сольной секции, но с внезапно вступающим арпеджио на типовом бридже в середине, которое становится основой второго проведения бриджа, на котором разнообразие и заканчивается, вместе с самим треком.
Трек, который я начинал делать первым, застрял ближе к завершению, и в итоге был отложен в сторону, но внезапно дело пошло с этим, четвёртым по порядку. Он также основан на однопаттерновой заготовке, лежавшей в столе со времён работы над движком, на этот раз Squat, и дописан до состояния полноценного трека за день. Заготовка сама подсказала своё развитие, в том числе более спонтанную структуру трека, почти не имеющего мелодической части и в основном состоящего из арпеджио, постоянно звучащего на фоне повисающих задержанных нот аккордов, что создаёт довольно гипнотический эффект. В этот раз я решил отказаться от применения сэмплов и использовать традиционные шумовые ударные, которые тоже поддерживаются в движке — для разнообразия и чтобы продемонстрировать их возможности.
Работа в лучших традициях расцвета биперной сцены, когда был активен Mister Beep и множество авторов. Мелодии легко воспринимаются, части органично переходят друг в друга, эффекты добавляют интереса.
Что касается технической части, Tufty уже давно экспериментирует с движком Phaser3, и, пожалуй, является его единственным активным пользователем. Движок поддерживает только сэмплированные ударные, а также имеет довольно развитый синтез, позволяющий получить не только стандартное звучание Phaser1 с дополнительными эффектами, но и частично имитировать характерное звучание PFM синтеза. Трек удачно использует возможности движка, сочетая их с качающим ритмом и вносящими разнообразие сэмплами не только перкусионного, но вокального и мелодического характера.
Будучи автором десятков невообразимо мощных (синусоиды, фильтры, фазовая модуляция и Карплус-Стронг на бипере, Илон Маск!) движков и по сути главной движущей силой современной биперной сцены, utz уже второй раз берётся за Squat, фактически играя не на своём поле. Вероятно, это помогает ему прокачивать композиторское мастерство, так как каждая следующая работа звучит всё интереснее и занимает всё более высокие позиции.
Новый трек обладает множеством достоинств — синтезаторный дрон, интересное арпеджио, динамичные электронно-роковые рифы. Мастерская аранжировка, создающая иллюзию изменчивой звуковой текстуры со множеством тембральных нюансов и глубины эхо, отлично звучащие сэмплы ударных, не теряющиеся и не излишне выделяющиеся в миксе.
Во время голосования мне было трудно определиться, кому отдать предпочтение, но при многократном прослушивании треков для написания обзора я понял, что мелодии Tufty постоянно играют в моей голове сами по себе, тогда как трек utz требует некоторого напряжения, чтобы воспроизвести по памяти больше элементов помимо басовой линии. С другой стороны, сэмплы в треке Tufty звучат очень громко и резко, что несколько напрягает при прослушивании. В основных элементах трек utz похож на мою работу на том же движке — тоже арпеджио, тоже дрон, схожая динамика. Но более интересная и сложная композиция, внимание к нюансам и эффектный саунд дизайн выводят его работу на заслуженное первое место.
Поздравления победителям!
В этом году я участвовал в двух конкурсах — биперной музыки и LowEnd 256 байт интро, и они же стали наиболее интересными для меня как зрителя, по причине неожиданно высокой конкуренции в них. По прошествии трёх недель спешу поделиться мнением о работах, и начну с бипера.
Несмотря на приличное количество работ в бипере, большую половину из них обеспечила наша традиционная шайка однобитных энтузиастов в составе
В современных биперных трендах можно отметить, что по прежнему остаётся в моде PFM звук (движок FuzzClick/SpecialFX и аналогичные). Набирает популярность четырёхканальный движок Squat, при всей своей простоте (по сути это немного улучшенный Squeeker родом из 2000-го года) оказавшийся на удивление сбалансированным в своих возможностях, качестве звучания и удобстве применения. Всё чаще используются сэмплы, поддерживаемые относительно свежими движками, в основном это реалистичные ударные, но также и некоторые другие звуки.
Fire2 — hellraver
tune — hellraver
ZXBITLES.COM — hellraver
Три трека от нового автора, к сожалению, не занявшие высоких мест. На мой взгляд, они довольно однотипны — поэтому я не стал писать мнение по каждому из треков в отдельности — а историям, которые они рассказывают, достаточно сложно следовать. Думаю, для более высоких результатов не хватило более интересной, динамичной аранжировки, либо более запоминающихся мелодий, а лучше комбинации этих качеств. Также, правила, позволяющие выставлять несколько работ от одного автора, открывают возможность для экспериментов, и более разноплановые работы, в разном стиле или звучании, имели бы разные шансы понравиться слушателям. В любом случае, спасибо автору за участие и творческих успехов в будущих работах!
Repeating Itself — Shiru
Имея запас времени в несколько дней, я решил делать несколько треков одновременно, с расчётом на то, что по некоторым работа пойдёт легче, по некоторым застрянет, но в итоге у меня будет хотя бы одна работа для участия в компо. Этот трек я развил из старой заготовки, сделанной во время написания движка BuzzKick — немного улучшенной версии классического FuzzClick с поддержкой сэмплов для ударных. Заготовка представляла собой первый паттерн, всё остальное было дописано к ней за день. Получилась моя типичная история, трек-боевик с простейшей структурой 'два притопа — три прихлопа'. В этот раз обошлось без сольной секции, но с внезапно вступающим арпеджио на типовом бридже в середине, которое становится основой второго проведения бриджа, на котором разнообразие и заканчивается, вместе с самим треком.
Standing Wave — Shiru
Трек, который я начинал делать первым, застрял ближе к завершению, и в итоге был отложен в сторону, но внезапно дело пошло с этим, четвёртым по порядку. Он также основан на однопаттерновой заготовке, лежавшей в столе со времён работы над движком, на этот раз Squat, и дописан до состояния полноценного трека за день. Заготовка сама подсказала своё развитие, в том числе более спонтанную структуру трека, почти не имеющего мелодической части и в основном состоящего из арпеджио, постоянно звучащего на фоне повисающих задержанных нот аккордов, что создаёт довольно гипнотический эффект. В этот раз я решил отказаться от применения сэмплов и использовать традиционные шумовые ударные, которые тоже поддерживаются в движке — для разнообразия и чтобы продемонстрировать их возможности.
Hey Beeper! — Tufty
Работа в лучших традициях расцвета биперной сцены, когда был активен Mister Beep и множество авторов. Мелодии легко воспринимаются, части органично переходят друг в друга, эффекты добавляют интереса.
Что касается технической части, Tufty уже давно экспериментирует с движком Phaser3, и, пожалуй, является его единственным активным пользователем. Движок поддерживает только сэмплированные ударные, а также имеет довольно развитый синтез, позволяющий получить не только стандартное звучание Phaser1 с дополнительными эффектами, но и частично имитировать характерное звучание PFM синтеза. Трек удачно использует возможности движка, сочетая их с качающим ритмом и вносящими разнообразие сэмплами не только перкусионного, но вокального и мелодического характера.
Dark Transit — utz ^ irrlicht project
Будучи автором десятков невообразимо мощных (синусоиды, фильтры, фазовая модуляция и Карплус-Стронг на бипере, Илон Маск!) движков и по сути главной движущей силой современной биперной сцены, utz уже второй раз берётся за Squat, фактически играя не на своём поле. Вероятно, это помогает ему прокачивать композиторское мастерство, так как каждая следующая работа звучит всё интереснее и занимает всё более высокие позиции.
Новый трек обладает множеством достоинств — синтезаторный дрон, интересное арпеджио, динамичные электронно-роковые рифы. Мастерская аранжировка, создающая иллюзию изменчивой звуковой текстуры со множеством тембральных нюансов и глубины эхо, отлично звучащие сэмплы ударных, не теряющиеся и не излишне выделяющиеся в миксе.
Во время голосования мне было трудно определиться, кому отдать предпочтение, но при многократном прослушивании треков для написания обзора я понял, что мелодии Tufty постоянно играют в моей голове сами по себе, тогда как трек utz требует некоторого напряжения, чтобы воспроизвести по памяти больше элементов помимо басовой линии. С другой стороны, сэмплы в треке Tufty звучат очень громко и резко, что несколько напрягает при прослушивании. В основных элементах трек utz похож на мою работу на том же движке — тоже арпеджио, тоже дрон, схожая динамика. Но более интересная и сложная композиция, внимание к нюансам и эффектный саунд дизайн выводят его работу на заслуженное первое место.
Поздравления победителям!
6 комментариев