Mind games
Перед прочтением очень рекомендую ознакомиться со всем что написано в Breaking Bad — часть 1, Breaking Bad — часть 2 и Breaking Bad — часть 3
Предисловие
Рассуждая о форме и содержании мы часто забываем о таких понятиях, как идея и воображение. Мы пытаемся взглянуть на графическую сцену с точки зрения математики и скурпулёзно формализуем наши ощущения от работ. Если представить любую графическую работу как последовательность 6912 байт или матрицы 256x192 пиксела со своими законами распределения цвета, то этого достаточно. Но давайте взглянем на всё это с другой стороны. Это не значит, что я совершенно не согласен со всем написанным diver4d в статьях Breaking Bad, нет, просто я оперирую немного другими понятиями.Композиция, колористика, форма и даже содержание — это достаточно чётко формализуемые понятия и пользуясь только ими мы не сможем договориться ни о чём, когда речь идёт о творчестве.
Условности
Давайте условимся, что любого человека производящего графическую работу будем называть художником (хотя я с этим не совсем согласен и было бы лучше воспользоваться англоязычной терминологией, назвать такого человека graphic designer, но тогда мы вообще запутаемся в понятиях) и производимую графическую работу — произведением.Итак, что у нас получается? Есть человек, который сознательно с помощью компьютера создаёт некое произведение, которое обладает некой эстетической ценностью или для самого производящего или для всех. Сознательно производится продукт для эстетическо-художественного переосмысления реальности. Здесь мы сразу отходим от понятия чистой конверсии (автоматического преобразования форматов произведений) т.к. для этого не нужно образное осмысление процесса человеком для передачи его другим. Хотя можно придраться и к этому.
Например, чем не творческий процесс, подбор параметров конвертора?
Не творческий, т.к. в автоматическом режиме компьютерная система вполне способна перебрать все возможные параметры конвертора и нагенерировать сотни, тысячи, миллионы и миллиарды вариантов конверсии одного и того же изначального произведения. Идеальность выбора лучшего — это уже совсем другой вопрос.
Итак, мы сразу же избавились от одной спорной стороны. "Чистая конверсия" — это не творческий процесс, конверсию мы не вправе назвать художественным произведением, но вполне можем назвать воспроизведением чьей-то работы в определенных рамках возможностей воспроизводимого устройства.
Вспомните разговоры о том, убьёт ли фотография классическое изобразительное искусство или нет, на заре фотографии. И это очень интересная тема с точки зрения культурологии, ведь как только мы смотрим на проблему "классическое изобразительное искусство-фотография" или "кинематограф-театр" с точки зрения человека, как художника, как творца, то проблема исчезает сама собой. Лишь творческий процесс является мерилом того, вправе мы назвать 6912 байт художественным произведением или нет.
Прочь предрассудки
Да, несомненно, мнение о художественности — сугубо индивидуальная оценка, но если представить произведение, как нечто, что соединяет сознание автора и сознание зрителя и побуждает в сознании зрителя те или иные образы, то с уверенностью можно сказать, что произведение имеет художественную ценность. Я не говорю о совпадении переданных образов и чувств (хотя, в идеале это наверняка так и должно быть) я лишь хочу сказать, что художественное произведение является таковым, если вызывает ответные чувства у зрителя.Давайте всё таки вернёмся ближе к спектруму, надеюсь я смог немного раскрыть некоторые понятия, которые помогут нам в дальнейшем.
По классификации, которую привёл diver4d мы имеем следующее:
- копия
- ремикс (кавер, ремейк)
- машап
- коллаж
- оригинал
С точки зрения творчества, являются ли все вышеперечисленные классы художественным произведением? Да, несомненно. В каждом случае художник передаёт своё осмысление действительности или выражает внутренний мир посредством вновь созданного художественного образа, который так или иначе не может быть создан в полностью автоматическом режиме. И сейчас мы подходим к самому вкусному!
Копия
Как же так, воскликнут одни: "Один художник переосмыслил произведение другого художника — это не оригинальный продукт! Это подделка, попытка воздействовать на наши чувства совсем не так как хотел «настоящий» автор!".Позвольте, вы спрашивали автора, что он хотел передать своим произведением и какие чувства вызвать? Скорее всего нет.
Так почему же можно винить автора копии за те чувства, которые он хочет передать своим переосмыслением оригинальной работы?
Вправе ли мы?
Вправе ли ты зритель, осуждать творческий порыв автора копии?
Я умышленно не даю ответ на эти вопросы т.к. мы все должны переосмыслить отношения между оригинальными работами и копиями с точки зрения творческого порыва авторов.
Тем не менее, копия — это точно такое же художественное произведение, как и оригинальная работа с точки зрения творческого процесса.
Ремикс, машап, коллаж
Здесь всё предельно просто. Это творческий процесс создания новой работы. Чем бы не пользовался автор, какими бы техническими вспомогательными средствами, всё равно, получится новая творческая работа, другого автора. Как к такой работе относиться — это личное дело зрителя.Оригинал
Тут вообще не должно возникать никаких вопросов, оригинальная работа есть оригинальная работа. Но говоря так мы опять таки сильно формализуем это понятие и тут самое время вернуться к тому, о чем я говорил в самом начале.Творческий беспорядок
Рассуждая о графических работах мы очень часто смешиваем в одну кучу различные понятия: авторство, право, конверсии, творчество. И зачастую мы сами путаемся в своих рассуждениях, особенно когда замешиваем это с личным отношением к кому либо или в силу отсутствия той или иной информации или знания или наоборот избыточности знания, которое не позволяет нам абстрагироваться от технической части оценки.Знаете, в фигурном катании есть две оценки выступления спортсменов, техника и артистизм, и это казалось бы снимает все вопросы к оценке, но люди несведущие даже не подозревают какие происходят внутренние воины и прения по поводу оценки фигуристов. Но каким бы ни было фигурное катание — это в первую очередь спорт и в конце концов даже оценки за артистизм там чётко формализованы. Получается так, что оценку может ставить даже робот, обладал бы он чётким распознаванием образов просто сверяя с идеально выверенной базой данных оценок и элементов.
Вы никогда не задумывались каким образом вы даёте оценку той или иной работе? Что для вас ценнее, артистизм или техника? Как соотносятся техника и артистизм в конечной оценке? Как влияет какое-либо знание или информация на вашу оценку? Это очень тонкий момент и не спешите давать ответ сию минуту, даже себе самому.
В творчестве, а именно к творчеству я хочу свести свои мысли, оценивание очень индивидуально, оно зависит даже от эмоционального, сиюминутного состояния оценивающего.
В идеале оценивание можно свести к нравится/не нравится, но это "не нравится" может быть очень разным! Не нравится почему? Потому что вызывает неприятные ощущения? А может автор этого и добивался?
Именно поэтому мне самому лично очень-очень трудно оценивать работы на демопати. Я стремлюсь абстрагироваться от сиюминутного порыва поставить ту или иную оценку т.к. понимаю, что через день, месяц или год я могу совершенно по другому взглянуть на эту же самую работу и более объективно поставить ей оценку.
Отсюда мы имеем такой вывод: хочешь получить высокую оценку на пати, сделай работу выше среднего и сделай так, чтобы сиюминутный порыв зрителя был в твою пользу. Будет это мастерством? Да, это своеобразное мастерство сделать работу, которая будет оценена здесь и сейчас, при этих самых обстоятельствах. Ну да ладно, мы ведь о творчестве. Давайте уже разберём эту свалку понятий!
Говоря о творчестве мы подразумеваем процесс при котором создаются качественно новые и уникальные произведения которые имеют ценность как для автора, так и для для зрителя. Но не забывайте, что ценность эта сугубо субъективна.
Вот тут мы наступаем на наши собственные грабли, а как же создание нашей пресловутой копии? Является ли создание копии творческим процессом? Насколько качественно новым является создание копии оригинальной работы? Уникальна ли копия? Как однозначно определить уникальность работы? Я не могу однозначно ответить на эти вопросы.
С одной стороны создание копии — это чистая техника, чем лучше техника, тем интереснее копия, больше вау-эффект. С другой стороны мы не можем в точности предположить какую часть души и какие аспекты личности вкладывает автор копии в своё произведение, и какая дополнительная ценность при этом создаётся.
Насколько одинаковое впечатление будет от копии созданной другим автором? Как можно сравнить идентичность трёх копий от трёх авторов одной оригинальной работы? Ответив на эти вопросы мы сможем определиться с тем, является ли произведение копии творческим процессом.
В потоке рассуждений меня очень смущает само определение копии, т.к. подсознательно предполагается наиболее близкое соответствие оригиналу. Но т.к копия создаётся вручную, а не механически/автоматически, то даже две копии оригинала от одного и того же автора будут различаться так или иначе.
Так вот, возникает еще одна условность: копия — это не дубликат. Мне очень нравится понятие реплика и не нравится копия. Сложно понять отношение авторства и копии, а вот авторства и реплики вполне.
(маленькое отступление, в который раз-то уже!)
Еще одно понятие, которое так или иначе хотелось бы затронуть, чтобы совсем закопаться в нашем творческом беспорядке — это концепт и концепт арт. Часто путают понятия дизайна и концепта, дизайна и иллюстрации, дизайнера и художника.
На zx spectrum да и вообще на сцене этим понятием практически не оперируют и заменяют его словом дизайн или организатор или рефренс. Но понятие концепта очень хорошо накладывается на демосцену, нужно лишь научиться правильно его использовать и применять. Что же такое концепт-арт?
Концепт-арт — это визуальная передача идеи произведения, без определенной техники и формы. Только идея, настроение, направление, единое обобщение в визуальном образе. В демо под этим можно понять тот самый флоу, но с одной лишь разницей. Флоу мы ощущаем в процессе, а концепт мы должны прочувствовать перед, когда еще не написана ни одна нота музыки, не написана ни единая строчка на ассемблере, когда дизайнер не замешал еще свой безумный аудио-визуальный микс.
На спектруме не хватает концепт-арта, я конечно понимаю, что само понятие относится больше к игровой индустрии и индустрии кино, но демосцена — это отличное место для концептов я был бы очень рад, если я окажусь прав.
К чему это всё?
На самом деле, я не затевал никакой статьи, а начал писать комментарий к одной из статей diver4d цикла "Breaking bad", но когда комментарий стал разрастаться до размера нескольких килобайт, понял, что не помещусь в рамки комментария.Я хочу лишь немного поубавить пыл тех, кто с пеной у рта готов отстаивать интересы оригинальных работ или копий (ой, вроде бы решили называть их реплика?). Оглянитесь на культурный пласт демосцены и взгляните на сцену с точки зрения творчества, искусства и культуры. Взгянуть на работы не с точки зрения техники исполнения, а идеи и оригинальности и душевного посыла. Попытайтесь понять что хотел передать автор своей работой. Попытайтесь поставить себя на место автора и понять уже свои мотивы и творческие позывы, хотя бы понять.
Надеюсь, мои сумбурные мысли натолкнут кого-нибудь на некое внутреннее переосмысление и позволят по-новому взглянуть на графическую сцену спектрума, да и на сцену вообще. Давайте, говоря о творчестве, немного забывать о категоричности и формализме. Давайте больше создавать, а не убивать.
96 комментариев
Я просто придумал как из конверсии сделать творчество. Какая разница, чем я занимался до этого?
1) Мне интересно загонять себя в рамки
2) Про конверсию первый комментарий — это не попытка оправдать мои предыдущие конверсии и приравнять их к творчеству. Это мысль о том, как кому-то в будущем из конверсии сделать творчество.
Если отделять технический конкурс или выделять техническую компоненту оценки, то я за то, чтобы такой конкурс судило только жюри. Мне почему-то видится это более правильным и логичным.
1. Вася Пупкин, дважды спектрумист года, обладатель scene.org awards, автор 100 статей по компьютерной графике ZX Spectrum
2. Инесса Перельман, десятижды победитель Chaos Constructions, мастер спорта по nocopy
3. Иммануил Свинорезов, художник-спектрумист-импрессионист, работы которого продаются на аукционах Sotheby's.
А если серьезно — создать базу желающих, да выбирать рандомно. Как в спорте.
Я что, написал: «так все слушайте сюда, все обязаны устраивать голосование только через жюри и никак иначе, ослушаетесь — из под земли достану»?
Я пишу: «я за то-то и то-то». ВСЁ.
Мне вообще замолкнуть и удалиться из хайпа что ли?
А что, реально кто-то копированием картинки на самом деле хочет передать свои чувства от переосмысления оригинальной работы?
задсердце прямо скажем, какая к чёрту разница, что там хотел сказать автор? Не надо искать во всём глубинный смысл! Надо оценивать работу в целом, нравиться или нет.А то получается так, что человек сшил хорошее, тёплое, мягкое и уютное одеяло, но ткани чуть не хватило и поэтому край был подшит из другого материала. И заметив это мы сразу начинаем воротить носик, одеяло уже не так хорошо, не сильно-то и тёплое, да и помягче можно было б сделать. И вся уютность в одночасье испарилась.
Давайте прежде всего не будем врать самим себе! Первое впечатление самое правильное, понравилось значит понравилось! Вам не цигане на рынке пытаются втюхать худую кобылу. И уж точно автор не ставил самоцелью вас обмануть! А чем больше мы начинаем «копать», тем больше находим и уж поверьте находки не обрадуют ни вас и уж тем более автора!
Учитесь радоваться и ценить то что есть. А доколупаться можно и до столба!
А я ценю, очень ценю работы, и эту — zxart.ee/image/type:inspiredImage/id:45601_inspired/filename:smoking-circus-woman-22952-1680x1050+original.jpg
и эту — zxart.ee/image/type:inspiredImage/id:4993_inspired/filename:Balaibus.jpg
А чего мне ценить пиксельную переделку только потому, что она пиксельная, пусть даже на спектруме :) Да, за технику поставлю «круто».
Как сказал ААА, к маме своей бегайте своими какашками в горшке хвастаться :D (оригинальную фразу уже и не вспомню)
Придя в этот закрытый раздел и на ресурс в частности, я искренне надеялся, что тут не будет циников и действительно можно наконец расслабится и поговорить по душам.
После сc'10 мне настолько расхотелось делать что-либо на спектруме, что вот уже пять лет прошло, а рисовать так и не тянет. Вообще, настолько глубо засела обида. Скулить и плакаться в жилетку здесь не собираюсь, во первых глупо, во вторых не кому.
Ну и напоследок большое спасибо, последний гвоздь — вбит. Писать здесь, а тем более рисовать я точно больше не стану.
И да, 2 Moroz1999: предпочёл бы своих работ не видеть на ZX Art! Как будто их и не было никогда! И человека такого не было никогда! Спасибо!
Надо только прислать мне подтверждение на мыло, чтобы я точно знал, кто Nickless и не ошибся.
Каждая работа на спектруме, тем более качественная, имеет огромную ценность.
Но ведь мы же должны быть честными — есть недостатки, есть подозрения и взаимные недоговорки. Именно их мы сейчас и пытаемся открыть, обсудить и, если не полностью избавиться, то хотя бы сгладить.
Я люблю работы Breeze, я жду эти работы. Я не хочу чей-то смерти от последнего гвоздя. Я хочу больше работ и лучше. Мне кажется, одна из мыслей дайвера именно об этом.
Что бы то ни было.
Если ты не используешь конвертор, а рисуешь на глаз, то довольно сложно передать эмоции, выражение, настроение оригинала. Да, проще, чем создать свои с нуля. Но и передать не просто. При этом ты видишь одно, и не факт, что передаешь в копии то же самое. Ну а если все таки то же самое, значит ок, хороший ксерокс, примерно как идеальный конвертор :-D
я не ксерокс, я лучше ксерокса
Лелик, из тебя некудышный ксерокс. Зато хороший художник :)
ну или ставь четверку и покончим с этим :)
А то пока тоько моя :(
у тебя стандарт (6912)?
но простенький)
Предлагаю для наилучшей иллюстрации статьи сделать микрокомпо — всем срисовать одну и ту же работу, а потом выбрать наиболее мощную.
Это же по идее наглядно покажет, насколько через копию передаётся «часть души и аспекты личности». Я поддержу, если что, самому интересно, что получилось бы.
Такая идея уже высказывалась, и возникала у меня независимо еще по мотивам коммодоровского RAMBO REVISITED. Там был славный батхертный топик про копирование и прочее. Какой-то чувак взял и попиксельно воссоздал классическую заставку с Rambo. То есть срисовал на глаз с пиксельной распечатки. Угар был полный.
Идея прекрасная, надо делать.
По идее каждый просто срисует в своей технике и со своим видением цвета и теней, со своим зумом и выбором фрагмента.
Можно усложнить: ремикс компо. Rambo Revisited стал именно конкурсом ремиксов. В этом случае далеко ее все так просто.
Ну а если же подобный конкурс рассматривать исключительно с технической точки зрения: копия ради копии. То подобное мне просто не интересно. Короче я не знаю, как человеческим языком об этом сказать, просто чувствую что-то не то. а своим чувствам я привык доверять…
все участники поменяются своими техниками. то есть кто срисовывает руками, тот в этот раз будет пользоваться дополнительными инструментами (конверт, сетка, трэйс контуров). ну и наоборот.
Гоблина бы за такое четвертовали.
Бриз просто нежный. Он может только-только отошёл от конфликта с дайвером шестилетней давности. И тут БЭНГ.
Просто чё вот, ну, я, право, не знаю.
Эх вы.
Мы — взрослые люди. А взрослые люди не должны обижаться на вопрос только потому, что вопрос ставит под сомнения какую-то систему ценностей, а должны отстаивать свою позицию, иначе грош ей цена.
И, кстати, Васса ведь не в курсе была, что та картинка Бриза какая-то конфликтная.
Главное чтоб оригинал для конкурса был большой и многосюжетный. Может кто захочет полностью повторить, а кто-то только детально, действительно.
Может быть кому-то мои комментарии покажутся уже не актуальными, но почему бы и не «поднять» снова обсуждения графики.
Очень интересно было почитать данный топик и статьи на тему оценки графических работ Breaking Bad. Но как я понял, это актуально именно для оценки на пати.
Если оценивать графику вне контекста конкурсов, то становится не важно каким способом работа получена — важен конечный результат.
Как когда-то, загружая игру с ленты, мы смотрели на «заставку» к игре и либо «вау»-эффект был, либо нет. Ну это моё субъективное мнение.
В целом, данную тему уже разобрали довольно подробно и основательно. Приятно было читать как сами статьи так и комментарии.
Видно, что тут собрались люди не только владеющие ремеслом, но и способные систематизировать знания и объяснять доступным языком.
Какие темы хотелось бы обсудить более подробно: техники и стили рисования в целом, специфика работы с цветом, игровая графика и анимация, эффективные инструменты для рисования.
Поэтому я официально призываю всех художников публично раскрыть свой инструментарий, свои методы работы, и возможно даже написать несколько пошаговых туториалов о том, как делать графику на спектруме. И опубликовать это в виде серии статей. Я знаю, что многие художники общались с другом, делились знаниями и технологиями — может быть пришла пора сделать то же самое, но уже в виде статей для всех, кто хочет научиться рисовать, но не может или не знает, с чего начать?
Спасибо.
Я непротив его публичности, но вряд ли это кто поддержит. Публичные статьи все равно в графику пойдут.