Реалтаймы: обмен опытом на примере Клаусмэна.
Этой небольшой заметкой я бы хотел немного мотивировать обмен опытом между ZX-художниками, услышать советы и критику, помочь кому-то преодолеть нерешительность и подтолкнуть к участию в реалтайм соревнованиях.
В обсуждениях уже давно витают идеи о том, что было бы хорошо узнать немного подробностей внутренней кухни. Поскольку в реалтаймах мне удалось выработать некоторые полезные приемы, я решил, что именно на эту тему я наверняка смогу рассказать что-нибудь интересное для остальных. Возьмем, для примера, работу с прошедшего зимнего DiHalt, пока свежи впечатления, и не забылся ход мысли.
Финальный вариант работы, чтобы вспомнить, о чем речь.
Планирование.
Время — главный ресурс в реалтайм-компо, поэтому без небольшого тайм-трекинга никуда. Нет ничего более обидного, чем явно недопиленная хорошая работа, поэтому первое, чему нужно научиться — это планировать свою работу и уметь принимать решения, выгодные с точки зрения времени. То есть, сделать реалтайм-работу без умения наступать на горло собственному перфекционизму невозможно. Основной навык, которые помогает выработать реалтайм — это приоритезация. Например, учишься пожертвовать проработкой фона в пользу лиц и персонажей, учишься выделять время на детали, привлекающие внимание первыми, и экономить на тех частях, куда никто смотреть не будет.Распланировать работу, пока непонятно, что рисовать — малореально, поэтому сначала надо определиться с идеей.
Проработка идеи.
Не забываем про время. Я выделяю примерно пятнадцать минут на идею и исследование. Сначала — общий обзор гуглокартинок, чтобы прикинуть, как выглядит сама тематика, сгенерировать какие-то мысли. Первые идеи обычно самые банальные, поэтому поиск по гуглокартинкам неплохо помогает подстраховаться от самых распространенных и избитых задумок. Если идеи, пришедшей в голову, в гуглокартинках сходу не нейдена, то она или совсем больная, или более-менее свежая и достойная рассмотрения.Здесь очень важно не превысить временной лимит — работа сама себя не нарисует, и сидение в гуглокартинках не приближает к цели совершенно. Важно адекватно оценивать свои силы и не ставить сверхзадач. Более того, когда истекает время, отведенное на идею, нужно, скрепя сердце, остановиться на той концепции, какая есть, какой бы идиотской она ни казалась на этот момент. Принцип простой: время вышло — надо смириться с тем, что есть.
В этом случае тема реалтайма была «Новый Год в гостях у Marvel Studios». Я рассуждал так:
1. Новый год — это дед мороз.
2. Марвел — это всякие супергерои в обтяжку
3. Дед-мороз — супергерой в обтягивающем костюме в типичной комиксовой позе.
Банально, но, если б ничего другого не пришло в голову, я б так и рисовал. Ничтоже сумняшеся, я пошел смотреть, какие позы обычно бывают у супергероев, и тут мне пришла в голову мысль, что, если выбрать удобную позу и сдублировать её, то героев может быть двое, а это уже звучит немного любопытнее. Кто спутник деда мороза?
* Снегурка — збз, но я не успею нарисовать отдельно обоих, так как у женщины фигура совсем другая, хотя, признаюсь, соблазн сделать сиськастую снегурку был велик. Идеи отбросил за трудоемкостью.
* Елка? Трудоемко, непонятно, человек-елка — это наркомания.
* Олень? Да, олень, вспомнилась еще недавняя работа prof4d с оленем, и выбор был сделан моментально.
План
15-20 минут прошло, что рисовать — ясно, прикидываем план:30 минут на общие контуры
30-60 минут на тела с учетом дублирования и перекрашивания
30 минут на головы
30 минут на доводку
Очень примерно, но точнее и не выйдет, заранее всего не предвидеть. Хорошо иметь чутка времени в запасе на смелые идеи.
Поехали.
Я не умею рисовать рукой, поэтому всегда смотрю на примеры и пропорции с фотографий. С гуглокартинок подбираем нужные
Качок нужен был для соблюдения примерной человеческой анатомии и вменяемой позы. Олень нужен был для консультаций по оленьей морде. Еще посматривал краем глаза на дедов морозов, так как не мог вспомнить, например, шапка у них с пумпоном или нет, или как выглядит борода.
Супермэн подстраховал с деталями костюма (труселя, пояс с бляхой) и общим стилем.
18:36
Правый силуэт набросал на глазок, сразу сдублировал в левый, чтобы прикинуть распределение места. Думать и примерять некогда, надо делать — если как-нибудь уже покатило, то надо двигаться дальше.
18:43
Набросаем заранее головы. Бюджет на силуэты кончился, что не успел — нарисовано не будет уже.
18:55
Набросаем кистью самые яркие места поверх контуров и примерно пометим будущие цвета. Чем раньше сделать эти грубые мазки — тем лучше, будет обзор света и тени.
19:01
Шахматной кистью ставим полутона. Есть разные способы как пользоваться кистью-решетом:
* начинать от ярких тонов и накладывать поверх менее яркие (как здесь)
* все заштриховать самым ярким и удалять все больше и больше (не вспомню примера)
* все заштриховать наименее ярким, потом наложить слой поярче и поуже, потом еще слой (так делал енота и лазерные титьки)
Начинаю изображать пресс, пока совсем нет представления, какие цвета будут.
19:16
Еще одной кистью по-быстрому ставлю полутона. Накидываю деталей везде по-немногу, приоритет отдаю самому уродливому участку. В zx-paintbrush слегка смещаю пресс, что было немного ошибкой, если посмотреть на бляху на поясе.
19:17
Вспоминаю про брайт. Почему-то часто о нем забываю, а без брайта объемного няш-мяша не получится.
19:20
Пытаюсь на ходу поправить и разнообразить цветовое решение. Вспоминаю про верх, делаю сиськи менее похожими на оголенные. Пресс выделяется ярким пятном, не нравится.
19:47
За 25 минут поправлен пресс — добавил бампа по интуиции, без особого плана, просто наугад. Стало смотреться естественнее, забил и оставил как есть. Разнообразил текстуры по всему красному костюму, подтянул объем на трусах. Не могу дать конкретного рецепта, как по-быстрому сделать текстуры «разнообразнее», здесь надо много смотреть на работы sand-а или rion-а. Да, и вообще.
Накидал примерно лицо деду морозу из опасения, что не осилю. С первой попытки удалось изобразить что-то похожее на лицо, так и оставил.
19:50
Увеличиваем контраст засчет теней под скрещенными руками, контраст любят все, да и в комиксах чуток пожестче и потемнее.
19:58
Поправить плащ по мелочам. Плащ — второстепенная деталь, если он глаз не режет, то хватит им заниматься уже.
Подрезать широчайшие мыщцы спины. Просто мимо проходил, заметил деревянную осанку.
Шапку поправить, чтобы к ней не возвращаться больше.
Убрать линии на правой руке, а то выглядит как робокоп.
20:00
Я поймал себя на мысли, что уже занялся головой и бородой, а второе тело не готово. Время потрачено не зря, но плана лучше придерживаться, поэтому переключаюсь на второго героя. Копи-пейст в два захода с разворотом в ZX-Paintbrush, прям с кусками бороды.
20:12
Меняем палитру ручками, смотрим, как сочетаются другие цвета. По-быстрому вытираем остатки бороды, заливаем голову.
20:16
Нижняя кромка плаща показалась сомнительной, выкидываем её.
Делаем плащу лямку, закрываем её пустое место на плече.
У олени грабли потоньше, чем у деда мороза, трансформируем их в изящные копытища.
Выкидываем бляху с пояса. Если где-то был копи-пейст, то его нужно максимально замаскировать минимальными усилиями.
20:26
Осталось всего полчаса, а у оленя нет головы. Бросаем все силы на верхнюю половину. Именно в этот момент я задействую референс с оленем и рассматриваю типичные пропорции оленьей головы, активно поправляю форму. Рога поувесистее, слегка шерсти на плечи для маскировки копи-пейста, убираю цветом и уменьшенным контрастом оленю случайно образовавшиеся женские сиськи. Глаза чуть пошире, так взгляд более стебный.
20:33
Замечаю на референсе, что у оленей плоская голова, отрезаю лишний череп. Морда в фас выглядит по-детски, разворачиваю слегка вбок.
Обнаружил, что светятся уши — по-быстрому затенил их текстурой. Где-то на этом этапе понимаю, что рога у моего оленя смотрят горизонтально, а у живого все же идут немного вверх под углом, но тут менять уже поздно.
20:36
Пока я думаю, куда двигаться дальше в оставшиеся 20 минут, руки добивают мелкие детали на левом плече и псевдотени на рогах.
20:40
На фон я обычно ставлю какой-нибудь градиент, так как его легко копипейстить, но тут персонажи мелкие, будет сложно стыковать градиент с их телами, поэтому не рискую с градиентом. Из-за копипейста свет получился откуда-то из центра, но придумать ничего сюжетного не выходит. Посоветовавшись с Вассой, решаю какие-нибудь лучи испустить по-быстрому. Беру синий цвет и прикидываю на скорую руку. Композиция оживает, нужно только допилить стыки. Десяти минут на эту задачу должно хватить, значит решено: оставляем и доделываем.
20:53
Кистями по-быстрому растворить лучи не выходит по техническим причинам (zxgfx не позволяет свои наборы грузить), поэтому я не трачу время, а экстренно стираю лишние пиксели прямо вручную под лупой. Перекрашиваю обратно знакоместа, которые ошибочно закрасились в синее, добавляю бороду и уже более-менее остаюсь довольным результатом, самое время сдаваться.
20:54
В самом конце, если есть пара минут, нужно отдельно перепроверить всю работу. Дело в том, что в условиях цейтнота мозг фокусируется на отдельных фрагментах и игнорирует общую картинку. Поэтому последовательно просматриваем каждый объект, все края, все формы. И, конечно же, внезапно обнаруживается, что сверху справа я забыл клэшинг и переход в луче. Как раз минутка оставалась на багфикс, задействуем.
Финиш
Не могу сказать точно, во сколько я сдал результат, но я стараюсь абсолютно всегда оставить пять минут на любой форс-мажор, то есть примерно к 20:55 у меня был готов к отправке архив с работой и стадиями. Что может случиться за пять минут?
* Пропадет интернет (не бывало такого, но надо успеть как-то среагировать, отослать через мобильный или хз)
* Сломается events (не бывало такого, но хотя бы успею на почту заслать кому-нибудь, чтобы этот кто-то потом подтвердил, что у меня всё было вовремя готово)
* Я забуду свой пароль, отправлю не в то компо, отправлю не тот архив — такого почти не бывало, но, если случится, у меня будет целых пять минут, чтобы всё сделать правильно.
Что мне не нравится
* Перспектива плоская, как на детских рисунках. Ракурс мог бы быть поживее, если бы героев поставить плечом к плечу, приблизиться вплотную и посмотреть на них немного снизу вверх. Было бы круто, да, но это пока не мой уровень, нужна тренировка. Это осознание приходит уже потом, когда работа закончена. Так, например, было и с чертом на мотоцикле — детский ракурс можно было исправить даже банальным зумом, а если еще и угол обзора поменять, был бы сплошной шик. А так — всё простенько.
* Позы всё еще непропорционально детские, анатомии надо учиться и учиться.
* Лицо у деда мороза — как у живого трупа, я совсем забыл к нему вернуться, а это всё же важная деталь.
* Плащи странные — была бы практика, я бы за то же время и тот же объем поставленных пикселей бахнул бы более взрослые плащи.
* Во всех работах я использую один и тот же набор приемов. Сравните пресс у супергероев, стену замка и мыщцы троллегоблина. Узнаваемый стиль — это хорошо, но надо хотя бы для приличия сделать пару реалтайм-работ не на черном фоне.
* Иногда второстепенные места я просто маскирую мазнёй из кистей. Если бы я лучше понимал работу света и теней, вместо мазни за то же время были бы более осмысленные действия. Так было с рогами, например — некогда продумывать тени, накидал чего-то по интуиции наугад просто для маскировки недоделок.
Давайте делиться опытом и учиться
В общем, что я еще хочу сказать этой статьей — если такую работу сумел сделать я, то сумеет кто угодно, потому что я вне спектрума вообще ни разу не художник, я — чисто технический ремесленник. Все мои навыки — приобретенные, а, значит, реально научиться этому может любой желающий.
Надо просто посерьезнее подойти к самоорганизации и не бояться налепить всего так, как оно выходит. В конце-концов, только через кучу посредственных и смешных работ можно дойти до чего-то значительного, а почему бы заодно в процессе самосовершенствования не поддержать движуху на пати? prof4d прав, что конечное значение имеет прежде всего тупое количество часов практики. Realtime — шикарная возможность потратить три часа на интенсивную практику без каких-либо обязательств или соблазна ввязаться в мегапроект.
Так что, я надеюсь, что на следующий реалтайм желающих решительно поупражняться и поразвивать композиционные навыки будет значительно больше.
28 комментариев
Для меня самым интересное здесь — тайм менеджмент и кисти. На некоторых рилтаймах я тратил до 30-40% времени на выбор референсов. И никогда не пользовался кистями.
Спасибо за статью!
А если серьезно, то постараюсь подготовить в следующий раз. Есть ли какие-нибудь советы, как записать попроще, или просто какой-нибудь аппарат на экран навести? Никогда раньше не занимался такой записью.
Плюсы: Авторские коментарии (главное не запикивать потом), проще монтаж (не надо накладывать звук).
Думается мне есть захватывалки видео с записью аудио с внешки (микрофон)
В ближайшие дни хочу разобраться с этим вопросом поскольку хочу записать видео по прошедшему ДХЛ и небольшой текст.
www.youtube.com/watch?v=kFQofxRMSlc
www.youtube.com/watch?v=u2hKwIc3QLM
На видео идёт выжимка самого лучшего, что удалось записать с одного раза, практически без перерывов. Такое бывает, когда садишься перед монитором, отключаешься и рисуешь, потом возвращаешься в реальность, а у тебя пара часов видео записано =)
По правде говоря, все эти видео — это всё же перфоманс, за которым стоит длительная подготовка и репетиция.
www.youtube.com/watch?v=imJ_njqOjY4
www.youtube.com/watch?v=yTy-54DpHSg
А, и ещё писал и транслировал через Open Broadcasting Software (или просто OBS).
ZXGfx by Alexey Susekov — контуры, кисти, детали. 98% проведенного времени.
ZX-Paintbrush — копипейст, разворот блоков.
XnView — просмотр SCR файлов как в irfanview, чтобы стадии сравнивать.
В ZXGfx очень плохо всё с горячими клавишами.
В ZX-Paintbrush очень сомнительное юзабилити, я пробовал на него пересесть, но переплевался и не осилил, а кому-то нравится, наоборот. Использую его только в тех задачах, где без него никак. Ну, и кистей в нем, опять же, нет (от слова совсем, даже с полной заливкой), так что для рисования он не очень приспособлен, больше для игропрома и спрайтов.
Так что, всё зависит от привычки и индивидуального рабочего процесса.