Dizzy VII - Crystal Kingdom Dizzy (2017)

На дворе тридцатилетний юбилей серии игр про Dizzy. Мы рады представить вашему вниманию долгожданный ремейк Crystal Kingdom Dizzy, разрабатывавшийся в течение нескольких лет.





  • Новый, оригинальный 50 FPS движок, написанный с нуля
  • Новая, оригинальная графика, вдохновленная версией с Amiga
  • Великолепная загрузочная заставка
  • Красочные и детальные междууровневые иллюстрации
  • 6 прекрасных мелодий
  • Детальные, неурезанные тексты сюжета с Amiga

Игра работает на ZX Spectrum 128/+2/+2A — к сожалению, такова цена всех технических и графических наворотов.



Авторы:
  • Программирование — Евгений Барский
  • Внутриигровая графика — Дмитрий Пономарёв
  • Дизайн интерфейса, меню и междууровневые иллюстрации — Oleg Origin
  • Музыка — Сергей Косов
  • Загрузочная картинка — Marco Antonio del Campo

Авторы дополнительной графики:
  • Спрайт колодца — diver4d
  • Главный герой, капли, вода и звездочка авторства разработчиков оригинальных игр

Тестирование:
  • Андрей Полиханенко
  • Андрей Титов

Отдельная благодарность:
  • Александр Семёнов
  • Юрий Потапов

Дополнительная благодарность:
  • diver4d
  • TSL

Скачать версию для ленты:
zxart.ee/rus/soft/game/arcade/adventure/dizzy-vii-crystal-kingdom-dizzy-2017/
TR-DOS будет опубликован чуть позже



Благодарим братьев Оливер и Codemasters.
Торговая марка Dizzy принадлежит Codemasters 1986 — 2017

v1.0.1:
* Исправлен баг с Кемпстоном на +2А/+3

v1.0.2:
* Исправлена проблема с хождением Диззи по воде.
* Исправлена проблема со взятием парашюта если выложил его у катапульты.
* Уменьшено количество мышей в пещере из-за повышенной сложности прохождения.

77 комментариев

avatar
Респектос!

А расскажите историю создания? И про движок хочется почитать и менеджмент проекта интересен.
avatar
Это на zx.pk.ru — там целые ветки, бувально кусты на тему разработки проекта
avatar
Спасибо!
Про движок и историю лучше расскажет drbars , он инициатор проекта. Я присоединился чуть ли не случайно :)
Вся координация велась через скрытый раздел на forum.tslabs.info. Поначалу художников было трое — я, diver4d и riskej, но в процессе проб и обсуждений я остался один, так как игровая графика — это не столько творчество, сколько вторая бесплатная работа, и это по понятным причинам интересно далеко не всем. Я первоначально хотел просто поупражняться в анимации, но процесс меня затянул, я начал методично собирать графику с самых красивых ZX-игр и постарался понять, что их делало привлекательными. Да и не только игры брал — подмечал на сценовых картинках интересно выполненные участки, откладывал в отдельную коллекцию.

Кем точно вдохновлялся:
Martin Wheeler, Martin Severn, Miguel Angel Borreguero Quesada, Андрей Горин (Panda), Raul Lopez, Alfonso Fernandez Borro, Roberto Potenciano Acebes, Kostandin Igor Ruiz, Miguel Angel Perera, Rafael Angel Garcia Cabrera, Nick Bruty, Ricardo Cancho Niemietz, Dusan Balara, Radoslav Javor, Dave Dew, Chris Graham, Neil Adamson, Fernando Clavijo Blázquez, César Díez, Michael Batty, Michael Sanderson.

Примерно по практике со всеми доводками и переделками на один участок 2*2 знакоместа у меня уходит час-полтора. Вся графика хранится в памяти одним большим спрайтом, а на экране рисуются «окна» произвольного размера. Размер спрайта в знакоместах 224*8. Если примерно прикинуть время, которое у меня пошло на просто рисование, то получается порядка 450 кусков 2*2, минимум по часу на каждый.
Для сбора локаций Евгений сделал редактор на спектруме. Всего 136 локаций, если не изменяет память. На каждую локацию пошло часа полтора со всем доводками и поправками. Итого на графику я за три года примерно затратил 600-700 часов по самым скромным подсчетам. Это к вопросу о том, почему так долго выпускалось всё :)
Сейчас, вероятно, я бы на треть быстрее всё сделал — практика всё же сказывается.

Движок позволяет отражать спрайты по вертикали и горизонтали. Позволяет также перекрашивать в однотонную заливку произвольного ink/paper. Это особо пригодилось на поздних этапах, когда места в дампе стало не хватать. У джинна, например, грудная клетка сделана отражением — иначе пришлось бы его совсем маленьким делать, он уже совсем не влезал. Персонажей, кстати, можно было раскрасить абсолютно так же, как и фон, но почему-то однотонные показались более убедительными, я только немного яркостью их оттенил.

Вся графика лежит у меня в рабочем SVN, на каждый кустик сохранилось по несколько стадий. Не знаю, что с этим богатством делать — материала хватит на небольшую книгу. Может быть, что-то выложу в виде статей с комментариями, авось кому для обучения будет полезно.
avatar
Oleg Origin присоединился к проекту позднее всех — Евгений очень удачно его пригласил, и он реализовал междууровневые заставки, меню, панель интерфейса. MAC-а мы попросили помочь с заставкой, но ему почти два года пришлось ждать её публикации. Надеюсь, он не разочарован общим результатом :)
Про музыку и код лучше напишет Евгений.
avatar
Это так круто, что я даже не знаю. Вы круты и игра крута! За релиз игры в пасху отдельный лойс :)
avatar
каждый экран — шедевр, глаза радуются!
avatar
Спасибо! С пасхой полуслучайно вышло :)
avatar
Ура! Всех поздравляю!
пост на dirty
  • VBI
  • +2
avatar
Благодарю! Уже 443 скачивания, я ожидал за сутки не более сотни. Всё же спектрумистов много.
avatar
Мощнейший релиз. Графика выше всяческих похвал, играть сплошное удовольствие. Движок тоже очень нравится. Надеюсь, это не последняя игра на этом движке?
avatar
Если бы ты тогда меня не привел в проект, могло бы и не получиться ничего :)
Не знаю, как drbars , но я даже почему-то непротив повторить. Правда, мне больше хочется оригинального сюжета и небольшой смены сеттинга. Второй раз подряд рисовать кустики, камушки, замки и змеек не очень мотивирует.
Поживем — увидим. У движка огромный потенциал, даже редактор есть.
avatar
Насколько реально сделать Fantastic Dizzy, хоть бы даже и с подгрузками или под хаймем?
avatar
Из тех карт, которые я видел, он реально огромный. Я не возьмусь так просто сказать, там надо подсчитать количество локаций, предметов, персонажей — тогда будет понятнее. Помимо объема там еще 4 аркадных игры внутри, если не ошибаюсь.

А Fantastic Dizzy хорош? Кто-нибудь проходил? У меня осталось впечатление, что он как сборная солянка из идей других частей, но я сам не играл и прохождений еще не глядел.
avatar
да, он сборная солянка. но он достаточно хорош!
аркадок на вскидку помню две — тележки и река.
проходил на ПЦ и Сеге.
avatar
да, про Денди забыл)
avatar
Были еще вроде какие-то головоломки, если не путаю с другими версиями.
avatar
головоломки для получения жизни)
avatar
я проходил на амиге. долго (часа 2-3 минимум, даже когда уже всё знаешь) и интересно :)
даже несколько карт сделал, но не все.
avatar
Это лучшая игра из всех серий, проходил его трижды — на NES, на PC и на Сеге.
Он абсолютно божественный.
avatar
Dizzy 5 так же переработать?

Из-за бага с листком клевера (ему были подвержены подавляющее большинство кассетных версий) я и многие другие так и не прошли эту часть. Плюс есть история с тем, что Dizzy 5 под C64 немного другой с точки зрения карты и геймплея (там несколько вариантов есть).
avatar
Я бы такую классику не трогал, она в общем-то совершенна. Fix с клевером был давно сделан Goodboy и Slider'ом.
avatar
.
avatar
задник ещё меняется в зависимости от утро/день/вечер/ночь
avatar
Думаю вполне реально. Там игровой мир раз 5 больше. Каждый сегмент можно из расширенной памаяти запускать или с диска. Кассета тоже реально, но её придётся крутить туда-сюда.
avatar
спасибо!
avatar
Версия по ссылке обновлена, поправлен глючок с кемпстоном на +2а/+3.
avatar
Внутри версию нумеруете, чтобы пользователи видели? А то путаться начнут.
avatar
Да, начали, в приложенном info файле появилось v1.0.1. А в самой игре уже ни байта места, скорее всего :)
avatar
Ага, я заметил, даже место в названиях треков использовано под данные).
avatar
Чтобы хоть как-то ужать всё чуть лучше. Каждый байт был реально на счету :)
avatar
А тексты ужимали? У SamStyle есть наработки на эту тему, а у меня инструмент завалялся:)
avatar
Просто огромная работа многих талантливых людей! Браво!

Тапку срочно переделать! Это не тапка, это TZX :) Формат тап подразумевает стандартный загрузчик или через точку в РОМ. Иначе не работает на divIDE и.т.п. Сам не раз косячил так и буржуи ругались.
avatar
Всё норм с тапкой, сорян :)
avatar
Вот тут www.flickeringmyth.com/2017/04/crystal-kingdom-dizzy-remastered-and-released-for-easter/ хороший термин подобрали — Remaster!
avatar
Спасибо! Есть для чего запустить реал :)
avatar
Крутотенюшка крутота!
avatar
Ребята, спасибо за релиз года. Не думаю что его кто-то или что-то сможет переплюнуть.
Несколько ссылок:
www.indieretronews.com/2017/04/crystal-kingdom-dizzy-long-awaited.html — первый серьёзный отзыв;
www.facebook.com/groups/822145491162934/permalink/1472245646152912/ — прикольное обсуждение на фейсбуке;
worldofspectrum.org/forums/discussion/54442/dizzy-vii-crystal-kingdom-dizzy-2017 — один из тредов на WOS, включая комментарии от потенциального дистрибьютора и художника оригинальной игры 1992 года.

Вот так выглядит адекватный способ вдохновлять людей делать новые игры.
Уважаемые сценероборцы словами, обратите ваше внимание как аргументируют взрослые люди.
avatar
Спасибо, еще пару ссылок отсыплю.
keysfromthegods.blogspot.com.ee/2017/04/review-crystal-kingdom-dizzy-2017.html
www.flickeringmyth.com/2017/04/crystal-kingdom-dizzy-remastered-and-released-for-easter/
www.imdb.com/news/ni60997377 — кусок предыдущего анонса даже на imdb в какие-то глубинные новости попал.
avatar
Понравилось мне и моей одноглазой кошке, но управление для меня неочевидным показалось. Одноглазая не жаловалась.
avatar
Спасибо за классный релиз!
Однако застрял в первой локации, в инвентаре только зонт.
Судя по прохождению оригинала, после разговора с дедом должна стартовать новая локация, но этого не происходит.
www.dropbox.com/s/zad12qbu9ljj4sk/D7_01.szx?dl=0
avatar
Ему еще газета нужна, добраться до которой можно с помощью хлыста из спальни Дейзи :)
avatar
Спасибо.
Правда пришлось покурить прохождение амижной версии, чтобы понять, как попасть в спальню Дейзи.
Отвык от неочевидных геймплейных элементов =)
avatar
Да, у меня вот главная претензия к подобным играм — это неочевидность.
Хочется умных многоуровневых загадок, а не просто почтовые квесты и подбор тыком. В диззи с этим вполне неплохо, встречаются нормальные задачи, но некоторые квесты седьмой части — ну совсем почтальонские. Когда ты точно знаешь, что один из предметов подойдет, но за раз донести всё никак, и всё упирается просто в ходьбу.
В этом отношении меня когда-то подразочаровала Вера, где некоторые предметы просто тупо респаунились посреди луга.

Именно поэтому еще я не уверен насчет Fantastic Dizzy — надо её сначала поиграть и оценить, так как хотелось бы больше умных и логичных квестов с минимумом условностей.
Например, на корабле:
1. Пила лежит просто на бушприте. Вы часто видите это вживую? :) Я бы больше ожидал пилу найти в сарае или застрявшей в недопиленном дереве в лесу.
2. Деревянную планку нужно обязательно найти, нельзя просто разобрать первый попавшийся ящик на куски. Значит, не нужно вообще делать эту планку, нужно было что-то более редкое, да и сам квест тогда всю суть поменяет :)
3. А вот с Дози вполне остроумно, это пример хорошего квеста.
4. С картой и подзорной трубой — чисто почтовый квест, чтобы еще раз туда-сюда побегать. Мне, кстати, нравится получившаяся акробатика в римейке, внезапно оказалось самому нескучно бегать по почтовым квестам, но можно же в дополнение заставить игрока напрячь мозг.
5. С починкой паруса — сам по себе вполне нормальный квест, но предметы достаются слишком просто. Почему ножницы просто валяются? Их добыть — должно быть квестом самим по себе. Например, дать их персонажу, которого надо отвлечь и скоммуниздить. Аналогично — нитка с иголкой.

В общем, мы не трогали сюжетные квесты, так как это всё же прямой римейк, где при исправлении есть риск удариться в ненужную отсебятину, которую люди не оценят, но лично мне хотелось бы заняться таким квестом, в котором на сюжет были бы развязаны руки. То есть, не факт, что тот же Fantastic Dizzy этому критерию соответствует, правильно? Но надо поиграть еще, я о нем очень мало знаю, просто при рисовании графики сильно консультировался по стилю и решениям.

Так что, как по мне, неочевидность геймплейных элементов — это нормально, но они должны быть остроумными и приятно удивлять.
avatar
Слезительно умоляю, давайте пока без спойлеров!
avatar
Согласен. Спойлеры убивают желание играть.
avatar
Понял!
Кому нужна помощь, пишите тогда лучше в личку.
avatar
Опубликована v1.0.2:
* Исправлена проблема с хождением Диззи по воде.
* Исправлена проблема со взятием парашюта если выложил его у катапульты.
* Уменьшено количество мышей в пещере из-за повышенной сложности прохождения.
avatar
в ссылке на файл опечатка «Crystal KinGdom Dizzy»
avatar
Точно, спасибо!
avatar
Мощно!
avatar
Супер! Спасибо большое! 100 лет не играл в игры))
avatar
drbars сегодня запилил TRD релиз, файл добавлен для скачивания по тому же адресу:
zxart.ee/rus/soft/game/arcade/adventure/dizzy-vii-crystal-kingdom-dizzy-2017/
avatar
Новый обзор www.youtube.com/watch?v=pcI4WZn6c9w
avatar
Старые ютубы тогда тоже докину до кучи:
www.youtube.com/watch?v=6sWPcquyOtM — мини-обзор
www.youtube.com/watch?v=5Ua1wDfz3Vw — просто геймплей
www.youtube.com/watch?v=ggw9Y8w63JA — просто геймплей
avatar
Большое человеческое спасибо, это просто сказка!
avatar
У кого-нибудь есть девайсы ZX-VEGA/VEGA+? Буржуям втюхали видимо сырой девайс. Игра не запускается, а фидбэка никакого толком нет.
avatar
я думаю, что при таком масштабе релиза как у тебя, можно просто написать напрямую разработчикам Веги — они должны понять и простить, а может быть даже включить в комплект софта по дефолту
avatar
Может просто сделать обычный бейсик загрузчик? :)
avatar
Как мы выяснили вчера Vega+ — это кастом версия эмулятора Fuse. В нём баг есть с автостопом ускоренной загрузки с ленты.

По обычной VEGA инфы нет)
avatar
Версия 1.0.3

— Убраны обращения к ПЗУ, кроме загрузчика с ленты.
— Сделан обход бага эмулятора FUSE из-за которого игра самопроизвольно ускорялась.
— Добавлено информационное сообщение при загрузке игры в 48К режиме.

Внезапно 1.0.4
— Исправлена точка запуска игры.

Добавлена TRDOS версия 1.0.4
— бейсик теперь boot
avatar
Итоговое кмк:

1. 20 лет назад оригинал отпугнул аркадностью и новым артом. Ремэйк этим не страдает — что круто.
2. Многие вещи неочевидны, но тут все претензии с тем самым авторам.
3. Последняя глава слита, претензии опять же к ним.
4. Отсутствие длинных-предлинных титров в лучших традициях демо-мэйкинга после прохождения немного разочаровало =)
5. Повторно проходить не стал, но хотелось бы NG+ с увеличением сложности.

В целом, доволен как слон.
Давненько не проходил игры «тех самых лет», когда знакоместа заставляли работать воображение.

Еще раз спасибо @drbars, @moroz1999 и остальным причастным.
avatar
Выяснилось, что западное поделие VEGA — это 48К.
Также игру не поддерживают приставка Эльф и аппаратный эмулятор AVR Spectrum. В первом случае есть ограничения в работе с портом 7ffd как я понял, во втором ситуация непонятная…
avatar
Почему же, вполне понятная ситуация. Наделали железа не приходя в сознание (не думая о совместимости), а потом на кодеров бочку гонят. На тебе отклик из этих наших интернетов:
[04.21 11:13] <Black_Cat> vbi скажи пож drbars что он неправ, на AVR ZX Spectrum тож виснет в загрузке,
а там оригинальное ПЗУ, и это не какой-то программный эмуль 
[04.21 11:13] <Blade> это кривой программный эмуль 
[04.21 11:14] <Black_Cat> т.е. есть проблема и надо разбираться 
[04.21 11:14] <Blade> проблемы нет 
[04.21 11:14] <Blade> на железе работает 
[04.21 11:19] <Black_Cat> Blade: как всегда не хватает знаний предмета обсуждения :)
АВР Спектрум это АППАРАТНО-программный эмулятор, в котором программно эмулируется отдельно Z80 и отдельно ULA,
которые взаимодействуют между собою как в обычном Спектруме 
[04.21 11:20] <Blade> от этого он менне кривым не стал 
[04.21 11:21] <Black_Cat> единственная проблема, что ему не хватает производительности,
поэтому эффективная частота проца где-то 2,5МГц 
[04.21 11:22] <Blade> там и без диззи куча софтов не работает 
[04.21 11:24] <&vbi> здрасте. где-то 2,5МГц. шок 
[04.21 11:24] <Black_Cat> но диззи там не работает токо в загрузке, как и на программно-аппаратном емуле Веге, и т.д 
[04.21 11:26] <Black_Cat> у Швадовмейкера та же байда на эмулях 
[04.21 11:27] <Black_Cat> *Шадовмейкера 
[04.21 11:31] <Black_Cat> vbi: на игры скорость проца не влияет
Вот даже интересно себе представить, сколько всего у тебя во фрейм на 2.5МГц не влезет!
avatar
Я бы смог, возможно, разобраться, но нужно чтобы девайс имел трассировщик или эмуль. Можно методом исключения копать, но это долго.
avatar
Пост про обычную Вегу. www.worldofspectrum.org/forums/discussion/54441/crystal-kingdom-dizzy-remake/p2

Глюк FUSE исправили, поэтому на VEGA+ всё будет работать.

А вообще практика показывает, что с точной эмуляцией всё ещё много проблем…
avatar
Я не согласен, есть отличные, очень точные эмуляторы. Проблем писать в эмуляторе и быть уверенным что на железе будет так же — нет. Но есть проблема с пользователями. Люди не отличают хорошие эмуляторы от плохих, не понимают ограничений эмуляции, не умеют настраивать эмуляторы.

Касательно Веги, перепроверяй. Не могу найти официальной информации, но поддержка 128к планировалась, насколько я помню. Хотя, реально убогое железо и Вега 2 видимо будет ещё ужаснее.
avatar
это БК, ему потролить за счастье
avatar
.
avatar
.
avatar
Dizzy есть в zifi. COOL!
Спасибо ShadowMaker! :)
avatar
пишут что Оливеры уже связались с разработчиками и работа над новой игрой скоро закипит. Опровергните кто-нить?
avatar
Так они же сами говорят: www.youtube.com/watch?v=l0FCa_cTzlE
avatar
знаю только русский язык.
Ок, хорошо.
avatar
А вот у Оливеров, я подозреваю, с русским не очень :)
avatar
Ну раз новая команда разработчиков русскоязычная, то может Оливеры выучат русский? ;)
avatar
Это если только миллион фунтов соберут.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.