spke: обзор СС'15 demo compo
Ваша любимая/ненавистная СТЕНА ТЕКСТА (отзывы организованы в порядке показа на пати, пока что сделаны только отзывы для дем на классических машинах; отзывы для дем на прокачанных спектрумах появятся немного попозже).
Respect Minidemo
by DenisGrachev/RetroSouls
Мне трудно сказать за всех людей делающих демы, но лично я был очень рад когда DenisGrachev внезапно надумал делать демы в начале этого года. Денис уже неоднократно повторил, что его кодерские скиллы недостаточно прокачаны для серьёзных упражнений на демосцене. Безусловно, на сцене есть довольно значительная партия людей, считающих что если ваш код недостаточно нажорист, то заниматься demowaniem лучше всего и не надо. Но я не принадлежу к этой партии. Игры Дениса всегда отличало внимание к мелким деталям, своего рода визуальный лоск и, в целом, очень милая изобретательность в борьбе с ограничениями платформы. В моём представлении это и есть самые главные навыки для успешного дизайна дем.
Что мы видим в этой работе? Чёткий, совершенно безукоризненный фикс, бодрый демотрек, симпатичные шрифты, наглые, немало насмешившие меня как кодера глитчи, прекрасный твистер, который мог бы украсить любую олдскульную дему и чёткий, недвусмысленный посыл. Денис, короче, не нужно комплексовать или примеряться к тому, что говорят или пишут пессимисты. Ты знаешь что ты хочешь и ты умеешь обратить специфику железа себе на службу, даже когда делаешь что-то не очень сложное. Всё остальное — дело техники, то есть, тупо, желания и усидчивости. Эта интра совершенно безупречна.
Respect.
Party Version
by Misha_Pertsovsky
В общем-то я уже написал про то, как смотрелась мишина дема на СС'2015. История с её показом даже немного смешнее. Дело в том, что на проверке дем перед проверками на реале демы проверяли в эмуляторах. Запускали с намлоком, чтобы сберечь время и смотрели что будет. Мишина дема, разумеется, сбрасывалась. Ребята попробовали несколько разных эмуляторов, дема сбросилась везде. Я вызвался помочь пофиксить дему, предполагая, что это очередной USR 0 загрузчик, запустил и влез в код. Кода там примерно полэкрана, хотя экран у меня там в дебаггере очень небольшой. Считчик считал паттерны биперного трека, а затем, по окончании счёта, делал JP 0. Если бы дема прыгала куда-то ещё, мне бы пришлось плохо, до демокомпо оставались считанные минуты. Но JP 0 дал мне понять очень недвусмысленно, что Миша как раз и хотел именно сброса по завершению демо.
Конечно, Миша всегда делает хулиганские работы, и почти все они сделаны довольно небрежно. Но я не могу вспомнить мишину работу, которая бы не содержала какую-то изуминку, какую-то идею, шутку или мысль. Наверное, шутка в этой конкретной деме была слишком уж затянута. В любом случае, полноценный показ Party Version в конце компо был принят очень неплохо.
У демы не было звука при первой попытке показа её в компо. Ведущий сказал, что у их старого пентагона нет бипера, что, конечно, глупость. Я верно понял, что там были какие-то проблемы с разводкой звука и ребята просто побоялись сломать настроенный звук в середине компо?
Voices
by DenisGrachev/RetroSouls
Если честно, я не должен писать отзыв на эту работу. Метод исполнения, визуальные решения — всё это довольно близко к тому, что Trefi или я делали последние 2 года. Наверное, нужно считать что так выглядит некий современный тренд в демомейкинге на спектруме. Но это означает, что мне очень тяжело сказать об этой работе что-то беспристрастное. Поэтому я скажу только, что хотя эта работа, наверное, немного посложнее чем Respect Minidemo, я проголосовал за неё хуже, потому что мне показалось, что смысл оказался смазанным, потому что визуально мне мешало дежа вю и ещё потому что текст не вполне сработал.
Давайте тогда я поговорю хотя бы о тексте.
Совмещение текста с видеорядом, вообще, очень серьёзная проблема. Я напарывался на неё когда делал Down (итог мне не нравится, но в промежуточных версиях царил полный ужас). Чуть успешнее (не сказать что успешно) я пытался бороться с этим в недоделке с прошлогоднего 3бм. Более-менее приемлемым пока у меня вышел только текст в Eager, но даже там я не могу сказать, что я доволен. Мысль, видимо, у меня выходит такая: текст отвлекает от главного действия. Видимо, нужно решать для себя — текст или картинка и показывать что-то одно.
При просмотре Voices на компо я не прочёл почти ничего — часть разбросанных по краям экрана надписей мне загораживали чьи-то головы, отчасти я всё же пытался разглядеть визуализатор и не успевал читать текст вовремя. Мне нравится посыл демо, нравится подход (ещё бы мне не нравилось!), но итог кажется неубедительным.
Вот это тот случай, когда я был бы очень рад услышать другие точки зрения на эту работу. Собственно, мне было бы очень интересно услышать ваши комментарии по любым из этих работ. Давайте уже вместе разбирать что мы делаем, зачем, и как.
Микродемо «За Грибы»
от Дибиликов
Запиляторная структура этой демы (статический экран, потом динамический экран со скроллером), видимо, сыграла злую шутку при голосовании. А что у нас имеется тут на самом деле? Неплохая пиксельная графика, довольно удачные, заинтересовавшие меня во всяком случае, эксперименты с чанками и немного странная шутка про грибы. Ну т.е. я конечно помню Курёхина и всё вот это, но мне всегда эта шутка казалось несмешной. Были шутки у Курёхина получше! С другой стороны, вот ребята из Gemba из года в год делают демы про грибы и всё никак не насмеются, так что, наверняка, это не с ними что-то не так, это со мной что-то не так.
Шутка про крестьян в конце демо получилась довольно смешная, а вот текст скроллера не выстрелил — лично я совершенно не мог его разобрать, из-за того, что скроллер оказался частично загорожен головами зрителей передо мной и ещё потому, что с вычурностью шрифта вышел, как мне кажется, небольшой перебор.
Мой любимый момент в демо — чанковая пиявка. Совершенно непонятная, но очень интересно движущаяся.
Precalculated
by skrju
Precalculated важна уже тем, что это — честно новая работа skrju. Одна из самых самобытных групп на спектруме, фактически молчавшая на протяжении почти уже целого десятилетия, внезапно вернулась и заговорила, причём сделала это на качественно новом уровне. И секрет нового подхода skrju — новый, переосмысленный, взгляд на демотекст.
Вся история skrju — это фактически история борьбы текста с визуальной образностью. Ребята начинали с дем, полных проиллюстрированного текста. Это было безусловно свежо, но видимо не очень впечатляло среднего зрителя. И ребята начали отказываться от текста. Взросление skrju можно отследить уже по тому, как lyrics в их демах постоянно сокращаются, задвигаются на второй план, иногда даже режутся по-живому. Старые skrju не то чтобы отказались от попыток донести смысл в виде real-time инсталляций, просто они перестали верить в то, что это можно достичь текстом. Поэтому визуальная составляющая дем постоянно развивалась и загораживала всё больше и больше текста, пока в какой-то момент не загородила его совсем.
Новая дема — деконструирует метод skrju. Она больше не стесняется говорить что думает семиаршинными буквами на пустом экране. Картинки напоминают по методы старых skrju, но совершенно другие по сути — они просто иллюстрируют посыл текста. Визуальная составляющая Precalculated — вторична. Картинки можно перетасовать, куб в начале заменить звездой. Итоговая дема от этого не изменится. Группа, сделавшая Summermilk, а потом ушедшая Elsewhere внезапно возвращается к своим корням чтобы вдохновить на свершения новые поколения сценеров.
skrju, мы любим вас. И всё же не совсем всё в жизни precalculated. Немножко realtime — то самое, что и делает нас людьми.
Kpacku Deluxe
by Kpacku
Когда вышли прошлогодние Kpacku, я довольно серьёзно критиковал ребят. У меня не было никаких вопросов по поводу технологий или музыки или графики или фикса. На бумаге старые Kpacku были возможно коротковаты, но совершенны. К сожалению, помимо этого, они были холодными и пустыми, как бывали холодными и пустыми множество дем 1990-х. Совершенство Kpacku было совершенством журнала мод. Стильная лога на фоне стильного ковра. Стильный крутящийся брусок. Очень стильная дама из Borderlands. Мегастильные гритсы. Дема оставляла после себя даже не послевкусие, а просто ничего. Зато стильно. Ребята, я знаю, что вам было непросто и обидно всё это от меня слышать, и я очень благодарен вам, что мы можем обсуждать такие вещи на взрослом уровне и оставаться в хороших отношениях.
Новые Kpacku Deluxe не просто решают эту проблему, они просто не оставляют от неё камня на камне. На каком-то уровне, две новые части развивают идеи и технологии, которые мы уже увидели в прошлом году. Но обе новые части добавляют буквально в каждой сцене то, чего так здорово недоставало раньше: эмоции. Новая дема вдруг ожила, стала человечной. Невероятное дерево в начале второй части — мимолётная грусть. Хулиганский прыгающий шрифт с новым названием сразу задаёт внезапную смену настроения. Хулиганская девка с хулиганским твистером. Абстрактные ромбы, особенно после не менее абстрактных изометрических брусков, могли бы потерять внимание зрителя, но смена тона музыки на заговорщицкую делает нас как бы соучастниками творящегося на экране безобразия. Эффект следующий за этим — может быть в чём-то попроще, но тоже заигрывает со зрителем: двигает случайные строки, потом собирается в подобие перспективного скроллера и — рассыпается опять в хаос: авторы пошутили. Изометрическая змея — грандиозная шутка над модными играми времён спектрумовской молодости. Немного непонятен короткий зум в изометрию увеличенного размера (хотя у меня есть догадка — я угадал, Trefi?), и блестящий выход в свинолошадь, которая, хитро ведёт глазами и косится на зал! Понимаете? Kpacku Deluxe — шутят. То, как смеялся зал над скроллером из эпилога, сделанным из цитат на классическое искусство — не описать словами. Kpacku Deluxe больше не воспринимают себя так же напыщенно серьёзно как год назад. Они не боятся скорчить рожу или показаться забавными. За абстрактным обилием цвета вспыло мультипликационное ощущение из детства.
Kpacku Deluxe — если не лучшая, то одна из лучших дем этого десятилетия на спектруме. Или ещё короче — одна из лучших дем на спектруме. Время переписывать топы. Ребята, Trefi, Tutty, prof4d, nq, c-jeff, key-jee — спасибо вам за это.
Еihwaz
by hedj/shafft/nq/diver
Мне было немного трудно написать про Еihwaz, потому что я присутствовал при разговоре на СС, где кто-то спросил hedj'a, о чём его дема, а hedj очень удивился и мягко спросил, ну как же, там же сюжет. Если честно, я тоже не очень хорошо понимаю сюжет этого демо. Название — это какая-то руна, про которую я бы не хотел читать из принципиальных соображений. Как я вижу происходящее? то ли девушка, то ли робот летят в чём-то условно космическом, допустим, звездолёте над планетой. Почему-то у звездолёта проваливается дно и то ли девушка, то ли робот выпадают. Потом он/а лежат, а потом что-то происходит, и он/а воспаряет над обломками и открывает глаза.
Скажу очень осторожно, но скажу: я всё же не чувствую себя понявшим о чём сюжет этого демо. Мешает мысль — неужели вот это всё?
Конечно, первое впечатление при просмотре на пати было сформировано новым 3д движком. Я, если честно, не очень верю в 3д на спектруме. Не верю не в том плане, что 3д нельзя сделать, можно конечно, а в смысле, что контраст между 3д на спектруме и 3д на современной машине настолько велик, что игра не стоит свеч. Но Eihwaz реализует несколько неплохих трюков чтобы сгладить этот контраст. Во-первых, 3д всегда рисуется в контексте какой-то 2д пиксельной графики, что даёт дополнительный цвет. Во-вторых, мне были интересны даже не залитые полигоны, а микс залитых полигонов и векторов, к тому же ещё и приправленный глитчами.
На пати всё это смотрелось очень впечатляюще; как я сейчас понимаю, во многом благодаря совершенно потрясающему треку от nq/skrju. После повторных просмотров дома, я должен сказать, я меньше впечатлён началом демы, в первую очередь из-за того, насколько статичны первые несколько сцены. Но нетривиальное 3д, прикольная пиксельная графика и мощный звук безусловно тянут дему вперёд, а растровые анимации в заключении демы — падающий и воспаряющий на лучах коронных разрядов профиль, распятый над поднимающимися обломками — совершенно архетипичны и захватывают воображение.
Сейчас я понимаю, что Еihwaz не вполне идеальна. Она не вполне чётко проговаривает то, что ей хотелось бы сказать. Начало демы работает скорее как технологическая демонстрация в духе второй половины 1990-х. Пиксельная графика не выдержана в едином стиле, что даёт немного неряшливое ощущение. Тем не менее, я бы лично очень многое отдал, чтобы придумать и, разумеется, реализовать кусок демы на уровне заключительных 30-40 секунд Еihwaz, и думаю, что не я один так думаю. Поэтому, ребята, сердечное спасибо, что вы тащите взрослую визуальщину и сюжетность на нашу детскую платформу; я ужасно рад вашей работе и я очень искренне надеюсь, что она не будет вашей последней.
40 комментариев
Приятно, когда кто-то находит в твоей деме больше, чем ты, и это оказывается правдой.
Ради этого и стоит делать демы)
Я просто развлекаюсь :)
Во всех моих работах спрятаны шутки. Например, атрибутные лучи бобра в демке на CSP как посыл автору музыки, или совсем откровенная пародия в voices пытающейся быть напыщенно-философской.
Любая из этих работ делалась максимум часов за 8 в сумме, поэтому я пока несерьёзен. Я ещё не накуражился. И если я вдруг надумаю стать серьёзным в демостроении — я скажу. И тогда держитесь, дядьки :)
Обзор отличный, спасибо!
Поэтому, демы лучше делать из какого-то хорошего, уютного, позитивного места — демы как дети, любят тепло и ласку. Понятно, что по мере того, как кол-во часов необходимых для изготовления демо увеличивается, оставаться в позитиве делается всё труднее и труднее. Это и есть самый трудный аспект нашего ремесла.
Тем важнее не забывать, зачем это всё.
Напоминает пресловутое «чтение между строк»
ps сслыка на обзор битая
Потому что зритель — тоже соучастник любого художественного произведения, наравне с автором.
Раз я там что-то нашёл, значит оно там и есть.
То, вся работа автора — это только половина от, собственно, произведения. Вторая половина возникает тогда, когда у произведения появляется зритель и дополняет своим восприятием картину до состояния завершённости. Я мог ничего не иметь в виду, но это не значит, что там чего-то нет. Там может быть всё, что угодно — в этом и волшебство творчество.
В общем, подробнее и ёмче интроспека я всё равно тебе ответить не смогу)
и художников-музыкантов которые гуманитарии :)
Лично я… ну у меня всегда за сочинения 5 за содержание и 2 за грамотностью но я реально не могу как здесь introspec написать столько «моногабукв», с детства (отразился один разговор в памяти). И в общем то восхищаюсь людьми которые из короткого факта могут выдавить много текста.
Но. я реально люблю краткость, лаконичность — вот как текст в Precalculated, да и тоскливо мне все рассусоливать в тексте. И вот в чем я действительно «технарь» — я читаю тексты как PDF на микросхему, там можно додумать, но это чревато. Выражение «читать между строк» мне кажется очень надуманным — в тот период времени, когда ценились труды товарища Ленина — который реально писал между строк, молочком. И мне кажется додумывать — это обижать автора и искажать его. В литературе есть как минимум пара забавных историй, где обсуждается это
Но пожалуйста не надо додумывать не произведения, а все подряд…
«Вы, наверное, думаете» красивая фраза, но ее надо применять к месту, а не приемом НЛП
Пример — почему людям нравится музыка? Не какая-то конкретная, а музыка в целом. Хорошая, классическая, в частности, музыка (где нет слов). Потому что она рождает образы (часто невыразимые) и ощущения. И для каждого эти образы и ощущения будут своими.
Я написал это, в общем, для Nuts_ , но тут, в дополнении к комментарию sq , оно как-то уместнее смотрится.
В первую очередь мне хотелось отказаться в демо от большого количества текста, который почему-то воспринимается за сюжет. Я попытаться рассказать историю без применения слов, только визуал и музыка. Конечно здесь нужно объяснять сцены и расшифровывать значения. Но я очень не люблю, когда этим тыкают мне с экрана, я сам люблю изучить то, что мне интересно. По-этому, в начале нет расшифровки названия, нет диалогов с диспетчерами, нет текстовых пояснений в процессе восстановления. Мне это кажется наивным и попыткой объяснить смысл происходящего, как в отечественной рекламе или фильме закадровый голос объясняет, что сейчас происходит. Этого хотелось избежать. И мне кажется, что на 50% это получилось, хоть не так как хотелось, но это первый опыт и мы постараемся учесть все ошибки.
Скажу отдельно, что мне понравилось работать в нашей команде, я давно не участвовал в процессе разработки с чем-нибудь, связанным со Спектрумом. Делать дему оказалось очень интересно, соприкасаясь частично в разные ее составляющие: код, музыку, графику. Так же познакомился с тем, как именно нужно подходить к работе над визуальными проектами. Очень напоминает работу над видеороликом. Очень надеюсь на продолжение.
Очень надеемся на продолжение :)
Да, кстати, если любишь отгадывать загадки, посмотри OSCOSS, если ещё не смотрел. О чём она?)
В общем, спасибо вам за дему. Мне, правда, очень понравилось. Есть моменты, о которых бы я хотел сказать отдельно, но я хотел бы приберечь их на свой обзор :)
Надеюсь, к следующему цц вы тоже сделаете дему. Как и все мы, здесь собравшиеся!
И нет, я не обижен, что мало кто понял происходящее на экране, я бы сам ничего не понял, ели бы не делал ее)
Саня, мы тебя ждём!!!
Получилось у вас рассказать очень хорошо, вот например мы с Интроспеком поняли по-разному, но в ключевых моментах сошлись.
И я совсем не против того, чтобы кто-то был против текста) Я наоборот за, и я ещё недавно выше по тексту это же Натсу доказывал! Замечательно, когда в демах нет текста — я обожаю это! Я очень люблю, когда история рассказывается образами и атмосферой. Единственное, что я не очень люблю — сопоставление этих двух подходов и выявление лучшего из них. Всё достигается комбинацией, волшебной таблетки не существует.
В общем, больше дем хороших и разных! Давайте делать демы так хотим и умеем, а потом смотреть их, любить их, и дружить друг с другом!
Ура!)