+230.30
Рейтинг
653.78
Сила

Peter Sobolev

Архитектура и программирование Sony Playstation 1



По сравнению с другими, ранее описанными мной архитектурами, архитектура Sony Playstation 1 (PSX) — сравнительно современная. И дело даже не в годе выпуска (1994) — скорее это общее ощущение сочетания новых возможностей и исчезновения привычных старых, которые были типичными для компьютеров и приставок предыдущей эпохи.

Читать дальше →

846 байт интро "Christmas tree goes to a party" для компьютера Vectrex


После некоторого перерыва, решил вернуться к Vectrex. Аналоговость и ламповость (в буквальном смысле) манит. Поскольку Dihalt, на который планировалась работа, назначен на начало января, хотелось сделать что-то новогоднее. Снег, особенно много — не лучший выбор для векторных устройств, так что ёлка мне показалось лучшим вариантом. Рисовать её прямыми векторами не очень интересно, решил кривыми, тем более технология была более-менее отработана в предыдущих работах (Electric Force, Springs ). В данном случае, однако, трудность была в том, что кривые должны быть не какие-нибудь случайные, а вполне конкретные, причём разные.

Читать дальше →

Демосцена

"… особую пикантность придаёт тот факт, что всё это по сути бессмысленно..."
/ sq/skrju /


из демо 'We are demo' для Commodore 64, 2020 год)

Чаще всего, попытки объяснить людям, что такое «демосцена», начинаются со слов «компьютерное искусство...». Однако, даже по вопросу о том, что такое искусство, во все времена не было единого мнения. Явление, о котором пойдёт речь, называют искусством скорее в том смысле, в каком говорят об искусстве токаря или плотника, а не скульптора или художника. Что, конечно, не означает, что одно хуже другого.

Слово «демосцена» («demoscene») мало того, что не переводится на русский язык, но даже и на английском имеет не вполне очевидный смысл. Если со словом «demo» всё интуитивно понятно — оно происходит от слова «demonstration» («демонстрация»), то со словом «scene» всё куда сложнее. Своим появлением оно обязано вовсе не театру, как могло бы показаться, а возникшей в конце 1970-х практике нелегального распространения и взлома программного обеспечения, главным образом — компьютерных игр.

Читать дальше →

Sleet - 232b интро для STM32 и осциллографа



Идея была — написать 256 байт интро для голого чипа. Выбран был STM32L100RCT6, поскольку я как раз разбирался с STM32, идя сверху вниз — сначала помигал светодиодом на HAL, потом на CMSIS и, наконец, на чистом ассемблере. Конкретно в упомянутом чипе есть два цифро-аналоговых преобразователя, что позволяло обойтись без внешней обвязки, подключив всё непосредственно к дисплею. В качестве дисплея я рассматривал два возможных варианта — либо обычный ЭЛТ монитор с PAL/NTSC композитным входом, либо осциллограф. Сгенерировать осмысленный сигнал для композита в 256 байт будет, как по мне, сложновато, а вот для осциллографа — в самый раз. К тому же тепло (что зимой немаловажно) и лампово.

Читать дальше →

Архитектура и программирование микрокалькулятора HP-41

"...Often you need to execute a synthetic two-byte instruction from the keyboard. This can occur during your day-to-day user of the HP-41..."
/ HP-41 Advanced Programming Tips /




Как многие знают, в конце 1980-х в СССР были весьма популярны программируемые микрокалькуляторы, совместимые с Б3-34: МК-54, МК-61, МК-52. Для них создавали программы, игры, исследовали недокументированные возможности, писали статьи. Я и сам через это прошёл в своё время. И вот недавно задумался: а ведь в США тоже должно было быть что-то подобное, близкое по духу именно ко всему тому, что происходило вокруг наших программируемых калькуляторов. И да — я оказался прав. Встречайте: HP-41.

Читать дальше →

Архитектура и программирование Fairchild Channel F

«Channel F homebrew would be like programming sprites via hardware jumpers...»
/ chadtower, atariage forum /




Игровая приставка Fairchild Channel F, также известная как VES, появилась в ноябре 1976 года. В отличие от своих предшественников типа Ping-Pong, Tennis (в том же ряду — советский «Видеоспорт»), у неё было очень существенное отличие — наличие микропроцессора и картриджей с программами. До этого игры в приставках реализовывались на жёсткой логике — программа, в современном понимании, там отсутствовала.

Fairchild Channel F выпускалась вплоть до 1983 года. За это время было продано более четверти миллиона этих приставок и выпущено около 30-40 игр, некоторые из которых — уже в 2000-х годах.

Говоря о первенстве в плане использования микропроцессора стоит отметить, что RCA Studio II, о которой я рассказывал в прошлой статье, опоздала всего на пару месяцев, но оказалась существенно слабее Channel F, ввиду чего и провалилась по продажам. Впрочем, появление, менее чем через год, Atari VCS — вытеснило с рынка и Channel F.

Развития Fairchild_Channel_F, как такового, не было. В System II и нескольких клонах, типа Saba Videoplay 2 (1979), отличия состояли преимущественно в корпусе, джойстиках (кстати, все они понимали кроме обычных положений ещё и поворот ручки) и количестве микросхем. Архитектурно всё было практически идентично.

Что же собой представляет Channel F?

Читать дальше →

Из интервью с KF/Triad

Пока монтировал видеозапись своего рассказа про демосцену, невольно посмотрел ещё несколько раз демо Red Storm by Triad (1992 года, на Commodore 64). После чего, решил нагуглить подоплёку социально-политического посыла этой работы.


Оказалось, что в 1994 году один из авторов Red Storm — KF / Triad, дал довольно любопытное интервью diskmag'у "Revealed" (N4). Приведу цитату, с переводом:

King Fisher /Triad (Швеция, 1972 г.р., купил Commodore 64 в 1986-м, первая party была в 1987-м, в 1988 присоединился к Byterapers, затем к Mute 101, Royalty, Rebels и, наконец, к Triad).

Читать дальше →

FAQ по проекту правил Chaos Constructions

Это ответы на вопросы по проекту правил CC.

Q 1: Ты хочешь отменить Спектрумовское компо!

A 1: Я хочу, чтобы было объединённое oldskool compo, где смогут соревноваться и работы для Спектрума и для других, сопоставимых по возможностям, платформ

Q 2: Зачем нужен общий oldskool — почему не оставить ZX Spectrum demo/intro в покое, сделав отдельно ZX Spectrum demo/intro и отдельно Oldskool — для всех остальных ретро платформ? Зачем вообще менять правила?

A 2: Объединённый конкурс позволяет автору работы для неспектрумовских платформ участвовать в соревновании, даже если его работа будет единственной неспектрумовской. В ситуации с двумя конкурсами велика вероятность, что конкурс просто не состоится.
Уверенность, что работ будет достаточно (в случае с объединённым конкурсов) мотивирует авторов писать работы и участвовать с ними именно в CC.

Вообще, правильнее было бы задаться вопросом, «А почему ZX Spectrum не должен быть частью oldskool compo». Аргументы вида: «А вдруг у другой платформы окажется мощнее процессор или больше цветов, чем у Спектрума?» почему-то распространяют только на сравнение со Спектрумом. Тот факт, что в отдельном oldskool может возникать ещё бОльшая разница — почему-то не замечается. Иными словами, сторонники двух конкурсов ратуют вовсе не за справедливость.
Можно так же сослаться на примеры зарубежных party, где конкурс oldskool единый — например Revision, Function. Ну или отечественной — DiHalt.

Q 3: А как же X demo party? Там Commodore 64 отдельно!

A 3: X — чисто C64 party. Там вообще нет конкурсов для других платформ.

Читать дальше →

Проект правил Chaos Constructions

Предлагаю проект правил конкурсов Oldskool, Combined, Wild, ZX Spectrum Enhanced, Animation/Video:

OLDSKOOL DEMO, INTRO 1k, INTRO 256b

На этот конкурс принимаются работы для платформ (компьютеров и игровых приставок), выпущенных до 1991 года включительно: ZX Spectrum, C64, VIC20, Atari XL, NES, БК и других, по согласованию с оргкомитетом.
Важным условием является низкая совокупная производительность вычислений и видео, относительно платформ участвующих в конкурсах Combined.

Читать дальше →

Архитектура и программирование RCA Studio II

«Finally, we come to the instruction we've all been waiting for – SEX!»
/ из статьи про микропроцессор CDP1802 /




В начале 1970-х в США были весьма популярны простые электронные игры типа Pong (в СССР их аналоги появились в продаже через 5-10 лет). Как правило, такие игры не имели микропроцессора и памяти в современном понимании этих слов, а строились на жёсткой логике. Соответственно, сменные картриджи не имели особого смысла, а там где они были — представляли собой просто набор перемычек, включающих нужную игру.

В 1977 году были почти одновременно выпущены две консоли: Fairchild Channel F и RCA Studio II. Это были первые игровые приставки в виде полноценных компьютеров — с микропроцессором и программами на сменных картриджах.
Приставка RCA Studio II, о которой пойдёт речь, является разработкой не столько фирмы RCA, сколько конкретного человека — Joseph A. Weisbecker (как и вся архитектура COSMAC).


Читать дальше →