Chaos Constructions 2021 party report



— вы организовываете пати?
— нет, только показываем
— кросивое...


2020-й год по всем хорошо известным причинам выдался максимально сложным — пандемия, локдауны, отмены патей или переносы в онлайн. Тем временем, сиквел 2021-й подкрался незаметно, а вместе с ним наконец-то стало возможным встретиться вживую, пообщаться, обменяться опытом (или напитками :), ну и конечно же попативать и поотрываться.

В этом году я смог попасть на Chaos Constructions 2021 в Питере, и могу сказать лишь одно — несмотря на все неурядицы и самые худшие ожидания, пати однозначно удалась! А чтобы окончательно убедить всех вас, дорогих софасценеров, хотелось бы поделиться своеобразным отчетом со своими впечатлениями и мыслями :)

Как обычно, дисклеймер — под катом очень много фоток, поэтому осторожно, трафик!



В прошлом году с Chaos Constructions случилось совершенно непонятное — буквально за день до пати пришла новость о внезапной отмене. Кончено, за время самодеградаизоляции уже все привыкли к подобным приколам, но все же большая часть крупных ивентов (например, Revision или Assembly) прошли в онлайн-формате, поэтому решение выглядело по меньшей мере странным. Когда настал 2021-й год, я начал раздумывать, на какую из патей поехать — CAFe или CC (был еще третий вариант в лице Демодуляции, но на тот момент о ее судьбе еще ничего не было известно). В феврале выясняется, что из-за организационно-финансовых вопросов CAFe придется перенести на следующий 2022-й год, поэтому выбор сократился до одного — собственно, ЦЦ.

В этом году пати уже в третий раз (если считать зимнюю редакцию) проходит не в самом Петербурге, а в загородном отеле Raivola в поселке Рощино, всего в 40 километрах от Питера, на свежем лесном воздухе. Надо сказать, что формат проведения патей вне крупных городов вполне себе неплох — CAFe, например, так же проходит в лагере недалеко от Казани, и в Райволе в приципе, забегая вперед, было ощущение чего-то знакомого и родного — разве что ближе к населенным пунктам (Байтик всё же находится немного поотдаль, и, например, трудно найти поблизости достаточно крупный магазин, чтобы затариться едой), да и вместо детей — отдыхающие заметно более старшего возраста :)

.: day -nn :.


Итак, середина июня, прошла учебная пора, я отложил часть деньжат на билеты и стал мониторить ситуацию, так как риск повторения прошлогоднего факапа был максимально велик. DenisGrachev сразу дал понять, что ни ехать, ни уж тем более пилить релизы на ЦЦ он не собирается, поскольку прекрасно помнит ситуацию на CC2017 и отношение организаторов, да и остальные куда-то пооткладывались (а Олежа n1k-o сейчас вовсю занят ретро-геймдевом :). Когда с патиплейс всё стало более-менее ясно, я тут же взял билет на само пати, а насчет букинга мест решил подождать, да и поджатый бюджет не давал покоя. На крайний случай можно было попробвать переночевать прямо на патиплейс, чем я (спойлер) в итоге и воспользовался, причем весьма продуктивно :)

В начале июля уже было сажусь за кодинг демы, поднимаю старый OpenGL-движок (котоырй к тому моменту и движком-то не назвать было — немного оберток да пара фулскрин-шейдеров, еще и страшно глючивших), чипуюсь первой дозой «Спутинка V», но не тут-то было — через неделю дружно всей семьей цепляем ковид — к счастью, переболели легко и без особых осложнений. Понимаю, что в итоге все нахрен забыл, да и с больной головой не покодишь особо, отлеживаюсь и обмазываюсь paper'ами и Real-Time Rendering'ом (классная кинга про современные техники 3D-графики, любителям newskool-кодинга очень рекомендую заценить!), переключаюсь на поддержку расширенного Kempston-джойстика для ZX-Evolution. Проходит неделя, допилена прошивка AVR, а вместе с ней написан и опробован сначала кривой, а затем уже краcиво-GUIшный конфигуратор — здесь отдельное спасибо Dr.Max за GUI-библиотеку gcWin — хоть и пришлось помаяться с SDCC и его бесчисленными багами, но получилось в итоге очень красиво, а главное — полезно :)

Вообще, про данный апгрейд надо будет сделать отдельную статью, да и наконец зарелизить его вместе с прошивками и софтом, но на момент написания сего репорта есть одна проблема — о ней чуть позже :)

Опробовав сегакемпстон, а затем с ужосом поняв, что до ЦЦ осталось меньше месяца, а релизов так и нет, решаюсь на авантюру — добиваю вторую дозу вакцины — в итоге хоть и пришлось отлежаться денек и пропустить CSP (я планировал показать сегакемпстон там, но уже два года как пати скатилась в пьянку на берегу Оби, и генератор/моники никто тащить не собирался), но прошло всё отлично. На глаза попадаются билеты «Уральских авиалиний» за 7000 — заманчивое предложение, которое на первый взгляд не предвещало подвоха. Переговорив с народом (в первую очередь с sq ) и выяснив, что в этом году на ЦЦ собирается пусть и небольшая, но все же толпа, решаюсь на покупку. Вслед за билетами до Питера — обратный рейс S7, но уже за 10 тысяч. Были, конечно, и билеты «Победы» дешевле, но зная репутацию данной компании, решил не рисковать :)

Через два дня были взят еще один билет, но уже на поезд — в славный до недавних времен город Омск…

.: day -21..-1 :.


Добравшись до Омска на квартиру, сразу раздекрянчил всё что было, заготовил еды и пересмотрел всё PC-шное новьё, потихоньку пытаясь понять, что же можно успеть сделать. К середине августа двиг постепенно переставал глючить, я прикрутил Rocket (очень классный синк-трекер), начинал потихоньку пытаться пилить постпроцессинг, разбирался с доками, матюкался, игрался в ShaderToy, завешивал винду намертво, а потом перезагружался и продолжал ковыряться с шейдерами. Параллельно мне в личку стучится RKGekk и говорит, что он тоже готовит дему на ЦЦ, но так как ему срочно надо укатить по делам, то, скорее всего, не успеет сделать и предлагает чем-нибудь помочь при случае (и наоборот).


OMSKOWANIE в разгаре. Вишенка на торте — «монитор» из разобранного LCD-телевизора :)

Первая неприятная новость — пролетает дедлайн 10 августа для бронирования мест в Райволе, а это значит, что спать все же придется на патиплейс. Параллельно желанием поехать загорелся kotsoft, который тоже не успел забукать номера и уже готовил раскладушки.

Остается 10 дней до пати, потихоньку становится ясно, что на полноценную дему контента, внезапно, нет, и придется всё резать по-живому, к тому же не было самого главного — МУЗЫКИ. В голове вовсю крутились мысли заюзать один из ZX-треков Fatal Snipe и сделать мокап а-ля Pimp My Spectrum, но уже обмазанный с ног до головы шейдорами и прочей пцшно-ньюскльной мутотенью. За неделю до пати в субботу сел кодить depth of field, понимаю, что нужна какая-нибудь сцена для тестов, сажусь снова за шейдертой и в 100-й раз вешаю Windows (забегая вперед — с видеокартой и остальным железом всё в порядке, просто я любитель случайно засунуть globalTime в условие цикла и сделать бесконечный шейдер — кто был на shader showdown на CAFe'19, тот помнит, о чем я :). Ладно, хрен с ним — допилил реймаршинг-сцену, вкорячиваю к себе в двиг, всё работает. Пытаюсь совместить Z-буфер от растеризатора и выхлоп реймаршера — приплыли, сплошной мусор да глюки. Полдня разрисовок на листе бумаги и перечитанной документации привели лишь к тому, что меня в конце концов чуть не вырвало от собственного же кода.

И тут мне стало ясно, что я доигрался. Вернее, «докодился».

Пишу снова в личку sq, Саня успокаивает меня и предлагает перестать херачить и отдохнуть, заодно «обнадежил», что в этот раз он вместе с остальными stardust'ами едут без демы, просто отдыхать, общаться и чиллить. За неделю до пати у Fatal Snipe прихватывает спина, в итоге Денису приходится отказаться от поездки; затем выясняется, что Казань тоже в этот раз пропускает пати (впрочем, после прошлогоднего факапа я могу понять Lasoft'а и его опасения). В пятницу-субботу открыл OpenMPT, нарезал семплов и начал писать .mod в компо, но после третьего драмлупа и четвертого паттерна отложил получившееся в папоньку, чуть не слив идею Фаталу :). 24-го числа мне надо было ехать обратно в Новосибирск, чтобы перепаковаться и подготовить всё к поездке, поэтому уже начал собирать вещи. Дедлайн в компо на CC был назначен на полдень пятницы по Москве, поэтому нужно было дописать всё до этого срока, либо хотя бы кинуть плейсхолдер, что я и сделал.


… нет, это никакой не поезд, а всего лишь обычный троллейбус в Омске. Но именно отсюда фактически начался мой трип на ЦЦ :)

Надежда накодить дему на пати (или хотя бы перед ней) не покидала меня, поэтому, вернувшись в Новосиб, перекинул весь тулчейн с исходниками двигла с компа на ноут — боевой Acer с полудохлой батареей, никакущим i5-4200U и слабеньким Radeon HD8750M, который даже до GT1030-то не дотягивает — вы также могли видеть его на CAFe, или же на фотке сверху :). Вспомнив про сегакемпстон, написал nihirash 'у по поводу пентевы, тот отправил меня к Петру Error , который согласился прихватить её на пати. Заодно списался с sq, тот предложил перехватить меня сразу после прилета и уже толпой вместе с alffcpu , diver4d и nihirash с женой сесть на «Ласточку» в 15:40. Взял хвост для сегакемпстона, зарядники, отвертки, внешние винты/SSD (даже NVMe-шный Samsung с компа прихватил — интересно, куда б я его подключил-то, в компотачку что ли? :), переходники, SD-карты, сложил всё в рюкзак, купил еды в самолет и поставил будильник на 5 утра. Завтра — вылет в Питер.

.: day 0 :.


3:00. нет, нихрена уснуть не получилось.

Продолжаю перечитывать Real-Time Rendering, вспоминаю про MSDF-шрифты и то, как они классно выглядят при любом масштабировании, в голове уже прикидываю, что можно сделдать простенькую интрошку-инвиташку на CAFe'22. Одна засада — text writer я на тот момент еще написал :D

5:00. надо вставать.



7:00. Толмачево. Сдал багаж, распечатал посадочный, заодно переложил «лишний» вес в виде еды в рюкзак (в билете ограничение в 5 кг, но поскольку никто кроме как на чекине вес не проверяет, то...), прохожу досмотр, дожидаюсь посадки, потихоньку почитываю хабр, натыкаюсь на перевод классной статьи Барта Вронского про трудности реализации «академических» алгоритмов в реальном продакшне. Здесь, на демосцене, можно замаскировать глитч или критический баг или наоборот, превратить его в невиданный ранее эффект, придать ему новое значение, а потом еще и заставить работать результат на железе, в десятки тысяч слабее и на многие десятки лет старее, чем технологии, которыми мы пользуемся каждый день — и именно этим мы отличаемся от более близких к реальности сфер — геймдева, VFXинга, embedded разработки — всего не перечислишь.

ведь поэтому мы занимаемся этим, болеем этим, пытаемся удивить друг друга, каждый год собираемся здесь — не на Revision, так на Function, на CAFe, на CC?

9:20. наконец-то после часовой задержки вылет в Москву, Домодедово. Промежутка в 1:20 между рейсами может и не хватить, но я надеюсь успеть.

В 10:40, но уже по московскому времени, самолет прилетает в Домодедово. Только коснувшись земли, включаю телефон и быстро открываю онлайн-табло, которое радостно сообщает, что рейс до Питера перенесли с 11:10 на 14:10, а это значит, что прежние планы уже немного летят вразнос. Ладно, хрен с ним. На входе в аэропорт сразу пролетаю в транзит, о чем чутка жалею — можно было, конечно, встретиться с kotsoft 'ом, но аэропорт от самого города Домодедово находится ну очень далеко, да и вылет рейса вполне могли снова переиграть. Добравшись до зала ожидания, вижу новое время вылета — 15:45.

Приехали.


«не теряя ни минуты...» :)

Немного пометавшись по залу, нашел столб с розетками и сразу подрубил ноут, сев кодить text writer. Пришлось немного поломать голову, чтобы разобраться с форматом глифов на выходе MSDF-конвертера, но потихоньку уже начало вырисовываться что-то рабочее — правда, до собственно вывода текста еще далеко. Сходил на второй этаж пообедать — вышло аж на 600 рублей, спасибо, что хоть за задержку представители долбаных «Уральских» раздавали пострадавшим талон на скидку и воду.

16:50. наконец-то вылетели в Пулково.



Приземлились мы в начале седьмого вечера. Дождавшись на ленте багажа своей сумки и параллельно охренев от цен на такси, вспоминаю про технику казанской школы и прикидываю, что есть еще шанс добраться до Финляндского вокзала и сесть если не на «Ласточку», то хотя бы на обычную электричку в 19:30. Бегу на 39-й автобус, с него сразу ныряю в метро, считая минуты до отправления электрички. В 19:25 уже оказываюсь на «Площади Ленина», да вот только незадача — станции в Питере значительно глубже, чем в Новосибе, и забег по эскалатору на пятидесятой ступеньке сменился одышкой :) За две минуты до отправления вбегаю на вокзал, покупаю билет до Рощино и влетаю в электропоезд. Проходит еще минута, двери вагона закрываются, и состав трогается.

И все-таки я успел.



21:00. Успешно добрался до Рощина.

Сажусь на местный автобус, проезжаю пару остановок, захожу в «Пятерочку» и закупаюсь едой. Осталось пройти еще несколько километров, и я уже на патиплейс.

Здесь случился очередной прикол. Если смотреть по карте, у «Райволы» есть два КПП — северный, который всегда открыт, и южный, который ближе к поселку, но пройти через него не удастся. Нетрудно догадаться, что про эту фишку я не знал и поперся к южному входу :). Пришлось свернуть влево, немного поманеврировать между отходами жизнедеятельности и пройти еще. Заодно зная, что местный Бухаос уже растопил баню, провел тестовую эхолокацию кодовой фразой AMIIIGAAAAAA — ответа, правда, слышно не было, или же я просто не расслышал :) Потом еще минут 10 зачем-то потупил перед уже правильным КПП, пока случайно мимо не проехала на машине Cate Archer aka Наташа со словами «вы на ЦЦ? так проходите, у нас всё уже включено».

В конце концов, я добрался до входа, навстречу вышли sq, diver, alff и random , и мы сразу же направились в баню.


Pre-party в самом разгаре

На самом деле бань было целых две — в первой обитал Бухаос (местная приЦЦшная ячейка активистов-алкоголиков), а вторая целиком и полностью была в распоряжении сценеров и участников конференции. Кроме того, в максимально шаговой доступности располагался небольшой бассейн с озером и барбекю-зона, которая сразу была использована по прямому назначению :) Только дойдя до бани, мы объединились с уже тусующим народом в лице error'а, RKGekk, newart и не теряя ни минуты, сразу принялись растапливать баню и готовить шашлык, но поскольку имевшейся толпы нам показалось мало, мы со Скримой и Альфом пошли искать nihirash'ей, которые, как нам уже сказали, уже побывали в бане, но затем вернулись в номер. Нашли номер, постучались, поприветствовали друг друга, после чего почти 20 минут Саня рассказывал про привезенное железо и дему под MorphOS, заодно подогнав мне плату Turbo-Sound и коробочку с microSD-переходниками, за что ему еще раз огромнейшее спасибо :) В конце концов, толпа пополнилась еще двумя участниками, и мы вернулись на пре-патиплейс, где нас уже поджидал свежий шашлык и растопленная баня :)


Железный стафф Нихираша во всей красе

Забегая вперед, скажу сразу — более крутой идеи, чем pre-party в бане, я не встречал ни разу, посему будет очень классно, если орги других патей также возьмут эту идею на заметку :) Постепенно обе компании начинали смешиваться (но в основном в сторону Бухаоса), причем градус смешения зависел по большей части от градуса выпитых напитков, коих на препати было предостаточно (даже мой загодя взятый Спрайт пригодился). По пути разговоров выяснилось, что stardust'ы всё-таки решились пилить патипрод на ZX, а кроме того, sq привез еще и дему под cables (огненный JavaScript/WebGL демотул от Holon), правда, она также на тот момент была немного не доделана — в результате шансы на полноценное hi-end demo compo вырастали до максимальных, и вопрос «доделать или не доделать свою» окончательно решился в пользу первого варианта :)

Тем временем уже наступила полночь первого дня, и на повестку выносились уже вполне организационные вопросы — экран в зале сам себя не повесит :). Кроме того, мне нужно было где-нибудь остановиться, чтобы можно было все же попробовать дописать дему. Поскольку раскладушки в номерах уже разобрали, а спальник взять я не мог в силу ограничений багажа, то оставался единственный вариант — расположиться на патиплейс. Посему, вдоволь попарившись и наевшись, мы с random'ом направились в главный зал, где уже совсем скоро начнется Chaos Constructions 2021… а пока все занимаются обустройством патиплейс.


Выставка и геймзона на втором этаже

Сам зал, не считая сцены с экраном, разбит на три зоны. В середине рядом со сценой располагалась оргзона, за ней — столы и стулья для зрителей. Позади — lounge-зона (как верно описать — не знаю :), разбитая на два этажа, нижний из которых заняла выставка ретро-компьютеров и консолей от RetroTechSquad, а на верхней расположились DOOMеры из LegacyZ, которые затем еще и устроили чемпионат, в котором мы с Нихирашем даже успели принять участие, но об этом чуть позже :)

Пока организаторы вовсю конструируют Хаос, я расположился на диванчике, достал ноут и принялся допиливать начатое. Часам к 3-4 утра после усидчивого дебаггинга text writer наконец-то заработал, отчего мотивация доделать прод моментально и резко взлетела выше Луны, чему я сам был очень рад :). Оставалось закодить хотя бы еще пару эффектов, плюс добавить то, что уже было написано до пати — вопрос с музыкой еще висел в воздухе. Как только всё отладилось, начал кодить следующий эффект — старфилд с Бугульмой и лого CAFe, но вымотавший день и бессонная ночь начинали постепенно отвоевывать своё, и нужно было хотя бы немного поспать. Тем временем, температура воздуха на плейс начала резко снижаться, к чему я хоть и был готов, но не настолько, посему пришлось достать вторую пару носков и укутаться потеплее, после чего удалось даже покемарить около полутора-двух часов.



.: day 1 :.


«почему нету звука? кто воткнул наушники? аааа, амижники поди» © random

Проснувшись около десяти утра, первым делом направился в туалет, чтобы умыться и привести себя в чувство. Туалет оказался не простым, а с хорошей аудиосистемой (как потом говорила Наташа, звук в нем порой даже лучше, чем в зале :), чем меня на самом деле очень сильно удивил. Вернувшись после ритуала, допил остатки колы из сумки и снова расчехлил ноут. Первый день ЦЦ начался в 11 утра с пятикилометрового забега вокруг Райволы, на который я, разумеется, не попал, потому что буквально за 5 минут до него меня прямо на патиплейс перехватили stardust'ы, и мы сразу пошли на второй этаж в столовую, чтобы заправить свои желудки.


«а тем временем, если кто-то интересовался, появилось актуальное расписание цц» © sq


Последние приготовления — флаг Бухаоса уже на своей позиции

Надо сказать, что еда в столовой была ничуть не хуже Байтика, да и цены совершенно не кусались. Выпив бодрящего чаю, закусив завтраком, затарившись другими напитками и обсудив планы на демостроение, мы немного прогулялись, а затем Стардасты ушли в номер доделывать прод, а я пересекся с nihirash'ами и вернулся в зал — близилось открытие пати.


booze-зона на втором этаже


DOOM-zone


Оргзона

Тем временем кодинг не прекращался ни на минуту — я допиливал морфер + рендер частиц, расправляясь с багами, пока на большом экране крутили ZX-демки прошлых лет. Объявили тему рилтайм-конкурсов — «Завтрак в лесу», и жена nihirash'а Таня сразу принялась рисовать картинку в конкурс на планшете, а я с Саней направились в оргзону, чтобы пофиксить мутную картинку и перешить Пентеву с BaseConf на двойную конфу. Сам процесс вышел достаточно муторным — монитор в оргзоне не умел 50гц кадровой, и пришлось через PAL-кодер цепляться к Sony PVM, затем коротить Soft Reset на плате ножом, а потом еще и немного попариться с глюками платы, но в итоге все заработало успешно, и большую часть oldskool компо крутили уже из-под TS-Conf с Wild Commander.


nihirash брикает прошивает компо-Пентеву...


MISSION COMPLETE. На заднем плане — Сергей Степанов (xintrea) рассказывает про Микрошу

На тот момент я уже устал сидеть на диване и перебрался на стол, где продолжил кодить уже с удвоенной силой. Помнится, в процессе у меня был один затуп, связанный с глюком рендера частиц в геометрическом шейдере, который я полчаса пытался устранить в обнимку с RenderDoc'ом — в конце концов вместе с RKGekk'ом нашли недостающую скобку в шейдере и победили баг, за что Олегу отдельный респект :). Параллельно я вспомнил про сегакемпстон и пентеву Нихираша, поэтому сразу же начались поиски джойстиков, подходящего для ZX-Evolution монитора и блока питания. Если с первыми двумя пунктами проблем не возникло и нужные компоненты нашлись сразу (в том числе и PS/2 клава), то ATX-питальник найти не вышло, посему пришлось прикуриться от одного из писюков из «компьютерного клуба имени твоей мамки © mihhru». Отлично, воткнули мой доморощенный переходник, подключили питание, джойстики, клавиатуру, монитор, прошились конфой с поддержкой восьмикнопочного Кемпстона ииии… обнаружили отвал почти половины ног у AVR :) Я тут же спросил в ЦЦшном чате, нет ли у кого-нибудь паяльника (свой я забыл еще в Омске), на что сразу отозвался Серега Gogin aka ssmirnov , который готов был взять инструменты с собой, а поскольку пентеву еще и надо было вытащить из самодельного напечатанного на 3D-принтере корпуса, то Саня не стал париться и прямо на глазах у публики разорвал этот самый корпус на части, оставив голую плату (на которую сразу же водрузили банку Спрайта :)


«так вот ты какой, 85-й спрайт...»


bfox рассказывает про «Суру»

Тем временем, прошёл основной блок семинаров — Сергей Степанов (xintrea) рассказал про компьютер «Микроша» и неизвестные доселе игры про него, чуваки из музея Яндекса приготовили презентацию, собственно, про сам музей, а бессменный Олег bfox Сенин поведал об устройстве другого отечественного компьютера — Сура ПК8000. На третьем этаже главного корпуса шла параллельная программа конференции по ИТ и информационной безопасности (заглянуть на которую, к сожалению, времени у меня практически не оставалось). На часах около 15:00, после Олежиного семинара народ сразу высыпался на улицу покурить и обсудить происходящее, а мы с Нихирашами направились на обед и заодно заправиться напитками, наблюдая за бурно спорящим народом из окна. Поначалу возникла идея направить гонца в Рощино, чтобы тот затарился жидким топливом, но в итоге оказалось проще купить несколько 0,33л банок Спрайта на месте, чем мы и воспользовались :)


Выставка RetroTechSquad

В тот же момент думеры начинали зазывать народ на турнир по DOOM II. Не знаю, сколько человек еще присоединилось, но так у меня уже вовсю кипела бошка от кодинга, решил отвлечься и сгонять пару матчей, а так как в команду нужен был еще один человек, то пришлось еще и вытягивать Саню. Когда встал вопрос, как же назвать команду (вернее, «двойку», ибо команды состояли всего из двух человек), сначала долго метались, потом решили, чтобы не было слишком кринжово, назваться просто «Сектой» (я думаю, вы и так знаете почему, но для тех кто не догадался, спойлер: TS-Conf :) Если честно, мы ожидали, что быстренько сольёмся еще в первом матче, где нас сразу опрокинули со счетом около 50:30, но так как турнир шел по схеме double elimination, то нас просто скинули во вторую турнирную сетку.




MorphOS на Mac Mini G4

Затем Error позвал всех на круглый (вернее, квадратный) стол, посвященный авторскому праву на демосцене и связанным с этим проблемам — в частности, спонтанным и не всегда обоснованным страйкам на YouTube и других площадках за показ демок на стримах и в видео. Надо сказать, что эта проблема сама по себе гораздо шире, и затрагивает не только сцену, но и другие сферы творчества, поэтому стол сразу заполнился представителями самых разных направлений — своё слово высказали и мы с Саней, и kotsoft (который, по его рассказам, часто попадается на подобные копирайт-приколы на своем канале про путешествия), даже 3уМ отметился :)


Кругло-квадратный анти-копирайт стол (скрин из записи стрима — увы, отдельно сам семинар еще не выложен)

Сразу после семинара я вернулся за стол, чтобы продолжить дописывать дему, как начался первый и в то же время самый короткий блок конкурсов — рилтаймы. Не сказать, что компо вышли весьма мощными (например, рилтайм 53с и графику объединили в один конкурс), но жирный BEEPOR от мастера однобитного звука AER моментально растряс весь зал; не обошлось и без AY — трек Сереги зашел прямо на отлично.


Выступление GearX2 в самом разгаре


kotsoft , bfox , random

Начался концерт GearX2, а вместе с ним — второй раунд DOOMования, в котором мы, внезапно, даже умудрились каким-то боком выиграть, хотя к этому не были никак готовы — видимо градус Спрайта в организме, помноженный на крутейший сет, уже взял своё. В это время у sq прямо в процессе демования слетает виртуалка в Parallels, в результате чего ему пришлось искать у кого-нибудь образ Windows 7, который конечно же нашелся у меня на внешнем винте :). Наконец, приехал Gogin с паяльником, и мы сразу начали неофициальное Realtime PentEvo Unbricking Compo. С первого раза, конечно, справиться не получилось, поэтому приходилось проверять результат по нескольку раз, вылавливая зависшие биты и сверяясь со схемой, а затем пытаясь в полумраке запаять ноги у чипа. Так и паяли — один держит телефон со включенным фонариком, другой тычет жалом в плату и матюкается из-за короткого шнура у паяльника, а ShaMAN в это время наблюдает за процессом и снимает на камеру :)



В конце концов после нескольких попыток удалось полностью восстановить контакт, а заодно и погонять сегакемпстон на R-Type. Особенно впечатлил всех AutoFire — теперь не нужно в бешенстве дрюкать (простите) одну кнопку, достаточно просто замапить нужные кнопки на клавиатуру, включить автоповтор и наслаждаться :) Не прошло и часа, как пентева, к сожалению, начала снова глючить — мы нечаянно, как оказалось, посадили соплю под ноги ОЗУ, но это выяснилось уже заметно позже, а вместо того, чтобы искать багу, начали смотреть все старые демы Скримера и тралевать его скринами. Особенно смешно было, когда Нихираш рассказал, что Сашенька не умеет делать плазмы, а потом мы запускаем Quarantine с Jaundice, видим плазму, скидываем sq в личку фотки и ждем реакции; на что он отвечает, что эффекты честно были выдраны из Goa4K :))


Shader Jam

Перед вторым компоблоком прошел Shader Jam, суть которого несколько отличается от уже ставшего классикой Shader Showdown'a. Во-первых, проводился он не на пати, а онлайн, кроме того, участники не выбывали в процессе джема, а дружно целый час кодили эффекты под свежий альбом Demovibes. Параллельно народ выходил погулять, отдохнуть, затариться свежими напитками, а в это время начинался уже третий раунд DOOMования, на который nihirash немного опаздывал. Дождавшись его и снова заправившись Спрайтом, мы начали бороться за победу, но по итогу наконец-то вылетели из турнирной сетки :D Заодно заценили самодельную декадно-шаговую мини-АТС от nikhotmsk, сделали пару звонков и даже прикинули, получится ли на ней соединиться модемами по диалапу (правда самих модемов для натурного теста не нашлось :)


Ретрозона. Справа внизу — самодельная мини-АТС

Наконец, на часах 23:00, настало время второго компоблока.

«Я буду показывать, пока оно не перестанет так делать.....#бучий кабель» © random

Сначала прошли «сиротливые» конкурсы — Dance Music, Astro Photo, Handdrawn, Modern и Pixel Art Graphics, в которых числилось ровно по одной работе :) Понятное дело, почему эти компо не были объединены в единую графику\музыку, поскольку в таком случае придется смешивать совершенно разные техники в один «котёл» — впрочем, если у кого есть иное мнение, можете высказаться в комментариях.

Сам показ, как это обычно и бывает на патях, прошел далеко не так гладко, как всем хотелось бы :) В самый неподходящий момент свое веское слово сказал видеомикшер, начавший отваливаться с черным экраном в любой удобный ему (и неудобный организаторам) момент, создавая неизбежные задержки в показе. Есть, конечно другая версия («озвученная» Севой в стриме) — глючный кабель, но насколько она правдива, я не могу сказать точно. Место бессменного «человека с микрофоном» теперь занял Пётр, на пару с Севой комментируя происходящее и подбадривая зрителей.

Постепенно компо стали уже менее «сиротливыми» — Textmode Art Graphics с двумя прикольными работами под PETSCII (коммодор) и SPECSCII («псевдотекстовый» режим ZX) одного автора :), затем настал черед «кросивого» — Oldschool Graphics, представленный аж 13 работами, из которых 11 сделаны, конечно же, под спектрум, и по одной под Timex и Intellivision. Надо ли говорить, что зал, увидев знакомые цвета, сразу оживился, а на мультигигаскриновых полотнах от Tutty/Kpacku и постере нового Mortal Kombat от dman просто взорвался от аплодисментов. Следующее компо — Listening Music, в котором в одном котле смешались и трекерные модули, и mp3шки, правда без явного «кротанования» все равно не обошлось :)


Chiptune Music Compo

Последний конкурс первого дня — Chiptune Music — целиком и полностью оказался представлен треками под Спектрум, поэтому плавно превратился еще и в игру «угадай автора»… которую немного саботировали незатертые поля Author в треках :)) И если первый трек не был чем-то выразительным, то «ничем не примечательный бипер» от AER наполнил плейс отборным однобитным мясом, EA бахнул олдскула, а kotsoft выдал лютейший эксперимент с Turbo-Sound. Не остался в стороне и Сережа-молодец MmcM, правда в этот раз под него в зале никто не танцевал :)


Нойзеры атакуют

Сразу после компоблока первый день фактически закончился — народ начал разбредаться по своим жилищам, отдыхать, попивать напитки, на большом экране началось демошоу, в процессе которого, кстати, показывали и Over Relaxed — ту самую нашу с Денисом дему с CC2017, с которой случился факап во время компо и из-за чего Грач обиделся на ЦЦ. Так как конфигурация компотачки по сути не поменялась, и ZXM-Soundcard из нее никто не вытащил, то на твирлах с анализаторами дема снова загудела :) после чего Сева сбросил машину и перешел к следующей деме. Сразу после демошоу началось выступление нойзеров, а я в это время уже закончил первый эффект, вкорячил второй (простенький реймаршер с задником, но пока без текстов и синка) и последний (лого CAFe). Вопрос с музыкой, тем не менее, еще стоял особо остро, и я начинал думать, какой и откуда трек взять, а заодно — где бы покемарить еще хотя бы пару часиков. В личку снова постучался sq и позвал к себе, чтобы уже всё обдумать и найти место для ночлега, посему я собрал вещи вместе со Спрайтом и направился к жилым корпусам.


Stardust HQ и удивленный alffcpu

В комнате уже собрались stardust'ы, Gogin и Нихираши, и всем очень хотелось спать :). Дайвер рисовал на планшете очередную картинку в дему, alff пытался что-то скодить, а sq заканчивал фиксить свою пцдему. В воздухе вовсю висел вопрос, забить ли на дему, но тут тёмный лорд kowalski прислал очередной эффект в дему Стардастов, и вопрос внезапно отложился :). Я тем временем достал ноут и допилил задник в первый эффект, допил колы, Саша дал свой матрас и постелил на пол (склон меня ничуть не смутил, да и все равно больше спать-то негде), я подложил рюкзак с сумкой под голову и прямо так и уснул.


Стардасты допиливают дему

Когда проснулся — уже не помню — было то ли 10, то ли 11 утра. Саня тут же предложил перелечь на кровать, но мне было совсем не до этого — только продрав глаза, в мыслях случился прорыв.

Я вспомнил, что у меня есть трек в дему!

.: day 2 :.



Artem Vasilev, [29.08.21 16:20]
там пааарочку 2д фефектов на шейдорах и я закончу нахрен
Artem Vasilev, [29.08.21 16:22]
е#ааать синк работает


Едва проснувшись, сложил вещи, оделся и направился прямиком на патиплейс. Дальше ход мыслей теряется — пошел в столовую, потом сразу в главный зал, открыл OpenMPT и сел дописывать свой недоделанный музон в компо, который теперь надо будет вставить в инвиташку. Через час трек уже дописан, осталось сделать еще хотя бы два эффекта, добавить тексты и засинхрить под музыку. Тем временем Cate Archer зовет всех на третий этаж на семинар по взлому и перехвату мобильной связи, который в силу разных причин шёл не под запись, поэтому пришлось немного отвлечься. Вернувшись обратно, кодинг ускорился с двойной силой, а из выпитых банок Спрайта уже образовалась башня :) Заодно неожиданно выяснилось, что Стардасты не только доделали свою дему, так еще и успели закодить еще одну — если поддерживать компо, то прям любыми средствами :)


Рождение «Спрайтового движка» :)


random подстраивает проектор

Тем временем, по плану должна была идти презентация AZ БК — нового FPGA-расширения для БК-0010/11М, позволяющее значительно расширить возможности графики/звука, а также использовать SD-карты и подключать БКшку к VGA-монитору. Сам автор девайса (Maxiol из Красноярска) на пати приехать не смог, но передал девайс через mihhru, а также приготовил еще и видеопрезентацию, которую отправил организаторам. Как оно было на самом деле: на пати были две БКшки — 0010 и 0011М, к последней AZ и был подключен, но немного не туда :) Некто (по разговорам, это и был Миххру, наговаривать не буду), недолго думая, воткнул расширение в порт ПУ вместо шины МПИ, плюс каким-то образом оказались загнуты контакты слота МПИ, в итоге БКшка не выдержала мучений и брикнулась.



Увидев это и пытаясь починить машину, nihirash попросил у меня отвертки, а потом принялся с матами разгибать контакты в слоте — в конце концов комп удалось привести в чувство, а затем наконец-то показать AZ в действии, правда, про заранее заготовленные материалы все почему-то позабыли :)


Еще один компьютер успешно анбрикнут, не без помощи мастера на все руки Нихираша :)

Прикинув оставшееся время, я смекнул, что написать еще два шейдера точно не выйдет, поэтому пришлось растягивать вторую часть и на ходу придумывать тексты. Тем временем, на часах время уже подошло к 16:00, а это значит, что начнется третий компоблок.

Открывал его Gravedigger — если вкратце, то этот конкурс по сути является своеобразной «свалкой» для недоделанных или просто любопытных проектов, которые пылятся на задворках дисков, но при этом достойные того, чтобы показать публике. На отечественных патях данное компо как отдельное не выделялось вплоть до CAFe'2019, правда из-за и так затянувшегося хронометража (еще бы, демокомпо в 6 утра :) тогд пришлось провести отдельное онлайн-голосование в неделю после пати. На этом ЦЦ компо оказалось представлено всего одной работой, но зато какой — ремиксом уже выше упомянутой GOA4k от SerzhSoft, который ужал легендарную интру Exploder'а в три(!) килобайта, еще и сделав совместимой с 48K. В Oldschool 4K Intro двумя единственными работами отметился g0blinish, сделав RUSCII-картинку на БК и интрошку с шариками на Commodore 64. PC Tiny Intro запускали по большей части из DOSBox, и здесь, конечно же, всех разнес superouge со своей интрой с мощным байтбитом из спикера; еще мне очень зашла freeze&trees от Jin X (всего 64 байт!)

Следом шло One Scene Demo компо — еще одна новинка на наших патях. Здесь уже требовалось на любой платформе написать дему, состоящую из одного эффекта — в итоге конкурс просто идеально подходит для начинающих демомейкеров и просто для тех, у кого не хватило контента на полноценную дему :) Здесь крамер (имеется в виду видеомикшер Kramer) снова начал выделываться и отрубать картинку в самый неподходящий момент, а Сева пытался вытянуть хотя бы какую-нибудь картинку. Что же до самого компо, то здесь xintrea просто сразил своей демой Retrogram — не думал, что в одном шейдере можно сделать столь душевную и красивую атмосферу, для меня это однозначно прод всей пати :) Браво, Сергей! Отдельно прикольнула гипножаба от Norduk'а под АТМ под музон Олежи n1k-o, а другой Олег, который RKGekk, тоже поддержвал компо и докинул свою one scene в конкурс.

Тем временем, я наконец-то доделал эффект в третей части (гритсы), скопипастив шейдер со второго эффекта и сделав кривые метаболсы вместо вращающейся фигни — весь хронометраж добит, осталось добавить тексты и досинкать. Тут ко мне подлетает сначала random, которого я сразу заверил, что всё уже готово и остались только мелкие фиксы, а потом sq поинтересовался, под какой группой/лейблом я буду релизиться, на что я ответил «увидишь сам :)». Ближе к интрам я сорвался с насиженного места, оставив на столе спрайтовую башню из выпитых банок, и пересел поближе к сцене, попутно дописывая гритсы и проверяя дему на критические баги.


Вся текущая «элита» сцены за одним столом — в ожидании компо :)

Кстати, тема с «totally not sibkrew» появилась не на пустом месте — я в начале уже писал, что Грач давно уже бойкотирует ЦЦ из-за того самого факапа, и хоть я этот бойкот не поддерживаю, но так как мы те еще подколисты, то я решил высмеять бойкот — дескать, да, дема очень даже в стиле Сибкрю и при этом уверять, что 146% это не наша дема, хотя как раз мы (точнее я) её и скодили :D. Что же до названия демы (choleepa), то оно пришло в голову еще в августе, когда вместо кодинга я читал «вирусную энциклопедию Касперского» и нашел упоминание скрытой строки CHOLEEPA в первых секторах старых винчестеров Seagate, которые многие тогдашние юзеры считали за проявление вируса :) Название тут же приглянулось мне, и я решил заюзать его в проекте.

Настал черед последних, и в то же время — самых вкусных компо.

"- Здесь есть обычный файл, есть final, а еще я здесь вижу final final, так что нам нужен не просто финал, а финал финалович. Сейчас мы переключимся в режиме реалтайм, мы же все здесь ради реалтайм-демосцены, правда?" © random про интру от Dr.Max

Олдскул-интры начались с работы Гоблина под Atari 8bit, после чего продолжилось биперной 64-байтовой аггрессией и одновременной инвитрой на CAFe от небезызвестного ovich'а и CCkAkAlo4k'ой от Тибоха, который больше известен сценерам, не в обиду будет сказано, своими «четверками» на ZX-Art (помню как проржался зал, когда Котсофт чуть не проголосовал именно так :) Отдельно отжарил dr_max аж с двумя интрами (одна даже со звуком на ковоксе!), да и Нихираш тоже отметился, залив свою 512-байт интру первым загруженным в патисистему продом :) Затем был объявлен перерыв, в ходе которого вся дема уже фактически была готова, собран и загружен первый partyfinal билд и разве что неспешно подчищался фикс. Заодно sq предложил смахнуться, кто же первый покажет дему — кто победил, не помню, да и не важно, все равно показывали в порядке слайдов :) Примерно в этот момент у alff остается совсем немного времени до самолета, поэтому мы попрощались и проводили его, а затем сели дожидаться начала самой вкусной части любого пати — демокомпо :)


Даже во время компо прод продолжает пилиться :))

Началось Oldschool Demo Compo. Первая работа — еще одна вариация на тему уже ставшей классикой видео Bad Apple!!, в этот раз уже на платформе MSX, и здесь при показе не обошлось без помощи nihirash, который предоставил свою ZX-Uno (у патийной MSX2 в последнюю минуту отказала SD-карта). Затем орги переключились на ZX-Evolution, чтобы показать еще две демки.

Первая из них — dushevnoe слайдшоу с фотками на фоне CPU-шных дотсов и благодарностями за пати, и здесь можно сказать только одно — действительно dushevnoe! :) А следующая дема, она же последняя в этом компоблоке — devolver от Stardust, сразила весь зал характерным стилем а-ля thesuper, прекрасной графикой Дайвера и не менее прекрасно-кислотно-драйвовым треком незабвенного Фаталыча. Ребята просто спасли компо и несмотря ни на что, дописали дему, за что им огромное, а самое главное — dushevnoe спасибо! :D



Осталось одно-единственное компо — Hi-End Demo.

Я записал финально-финальный билд на флешку и отдал организаторам (и не удержался еще фиксануть, чтобы сделать прям-точно-мамой-клянус-финальный :), пока Саша подключал свой PowerMac c MorphOS, чтобы показать свою инвиташку. Надо сказать, что прод удался — спящий котсофт и кислотный Пётр подняли дух зрителей, а на гритсах с картинками различных ретроплатформ дружно кричал весь зал :) и лишь долбаный крамер портил настроение своими вечными отвалами, из-за чего приходилось посматривать одним глазом в оргзону.

Вторая дема — deadpan от skrju. Здесь у меня просто нет слов — чистое скрювание а-ля Summermilk прямо в лицо под лютый трек Олежи и бесчисленное множество максимально мотивирующих текстов — всё именно так, как мы любим, и зал оценил всё по-достоинству, да и для меня лично это абсолютно заслуженное первое место, что бы Сашенька там ни говорил :)

Затем произошло две вещи — крамер окончательно открамился (читай — перестал работать), и параллельно я принес уже вот-прям-ну-146%-финально-финальный билд уже на другой флешке :) Здесь и началось самое веселье — я писал прод по классическим PCшным заветам — то бишь Win32 + C++ + OpenGL, пусть и вовсю обмазанный шейдерами и собранный Visual Studio 2019; и как-то позабыл, что встроенные заshitные средства Windows 10 (которые я привык отключать у себя или хотя бы держать под контролем) иногда реагируют на классику слишком нервно. Первоначально я запустил дему с флешки и было нажал на Start, но флешка внезапно отвалилась :). Окей — перетыкаем, копируем билд на рабочий стол, пытаемся запустить… и нарываемся на сообщение Защитника Windows, усмотревшего в моей деме неведомую ургозу и выпилившего exe от известному только ему греха подальше, сделав то же самое и на флешке. Приехали.

Бегу к ноуту, копирую снова, на всякий переименовывая exe в другое расширение. начали искать в настройках, как добавить в исключения, но ничего найти не удалось. Втыкаю в компомашину, копирую, запускаю — Защитник снова выносит файл. Дайвер предлагает подцепить HDMI-кабель к ноуту и показывать с него, но я решаюсь попытать удачу снова, запуская прямо с флешки. На этот раз реакции Защитника уже не хватило, и я, выставив 720p, запускаю дему.

Наконец-то сумасшедший демокодинг длиной в два дня закончился, и можно отдохнуть :)


Итог двухдневного марафона — 8 банок спрайта, и дема готова :) Сколько же понадобится для более крупного релиза — трудно даже представить...

Спустя час пати постепенно подходило к концу — начиналось награждение.



Сначала Сева минут 5 инструктировал, что и где нажимать для правильного показа слайдов (чуть не заспойлерив результаты Hi-End Demo компо), а затем уже приступил к призегивингу. Первым по списку шло Realtime Music компо, в котором ожидаемо первое место занял Gogin, с чем мы его тут же и поздравили (и поздравим еще раз). Затем настал черед рилатйм графики, и здесь Таня aka Nihirashka взяла более чем заслуженное первое место; в стороне не остался и сам nihirash, взяв второе место в олдскул-интрах, а вместе на пару — еще и второе в Hi-End демо :) Немного неожиданные результаты в музыке и графике — и если с первым kotsoft'а никак, имхо, не поспоришь (не каждый день услишишь подобные эксперименты на AY), то странно понять, почему MmcM неожиданно откатился на четвертое место. С графикой же я ожидал увидеть в тройке не только картинку dman'а, но и мультигигаскрин-работы от Tutty, но главной неожиданностью стало второе место Grangy с флешколорной работой, а мост Дайвера оказался на третьем. В One Scene Demo первое место взяли сразу две работы — Retrogram и Hypnotoad, а Олег GKGekk взял третье. В процессе награждения Наташа подняла вопрос о конкурсах с одной работой — объединять ли их с другими, а если нет, то как и чем награждать участника, и так далее. Общего мнения, конечно, найти не удалось, поэтому мы просто продолжили награждение, а к данному вопросу вернемся уже как-нибудь потом :)


Stardust на сцене

Самая большая интрига, наверное, была в Hi-End Demo, и кто бы что ни говорил, но здесь как раз тот случай, когда в итоге места распределились совершенно справедливо :) Пусть компо и получилось таким междусобойчиком, но самое главное, что мы вообще собрались, написали продов и поддержали бедную отечественную PC-сцену, пока остальные по голову заняты в своих проблемах. Пусть и по среднему баллу и выходит, что choleepa оказывается первой, а остальные две демы смещаются вниз, это уже как-то не важно — я все равно считаю дему skrju и Нихирашей заметно лучше своей :) В конце награждения sq отдал мне свою статуэтку за первое место «за самоотверженность», а затем на сцене мы дружно обнялись и заодно пригласили всех на CAFe 2022 — на наш взгляд, пати, которое обязательно стоит посетить и куда однозначно стоит сделать релиз*
* — ничуть не умаляя заслуг ЦЦ и того факта, что CC2022 наверняка тоже будет, и туда тоже стоит приехать ;)

Тем временем, награждение закончилось, а вместе с ним, фактически закончился и Chaos Constrictions. Народ начал собираться, чтобы успеть на ближайшую электричку до Питера, а в моем случае снова резко встал вопрос с ночевкой. К счастью, часть номеров в Райволе уже освободилась, поэтому я забукал одноместку во втором корпусе (я уже собирался заплатить за нее, но nihirash здесь настоял на своем и оплатил за меня :). В этот момент случилось очередное приключение, которое чуть не стоило мне нервов, но обо всем по порядку.


Afterparty-демошоу


random-высотник, часть вторая

Попрощавшись с питерцами, я направился ко второму корпусу с ключом и карточкой гостя. На входе меня встретила консьерж (нет, не горничная, как я написал ранее :), которая проводила меня на второй этаж, после чего открыла номер своим мастер-ключом. Я, ничего не заподозрив, оставил сумки, закрыл дверь и направился в главный корпус, чтобы помочь ребятам собраться, где мы под горячий чай и свежие релизы с параллельно проходившего в Польше Xenium 2021 (которые Заshitник тоже невозлюбил и снёс половину свежескачаных zip'ов) постепенно прибрались, сгрузили стафф в машину и, напоследок сфотавшись, попрощались. Где-то в процессе уборки, скорее всего, я и умудрился посеять переходник для сегакемпстона вместе с отпечатанным трехмерным логотипом AMIGA, который мне задарил mihhru. Вообще, я удивлен, насколько Миха самоотвержено занимается делом — на этом ЦЦ каким-то образом он умудрился сломать аж два ребра(!), и несмотря на это, провел всё максимально безупречно.





Возвращаюсь в номер, открываю уже своим ключом, раздеваюсь, вижу чистую постель на кровати и полное отсутствие сумок. На ресепшне в жилом корпусе уже никого, бегу на стойку размещения — двери уже закрыты (потом мне уже рассказали про кнопку вызова рядом :). Остается меньше трех процентов заряда, я подаю SOS в чате ЦЦ и направляюсь обратно к себе, чтобы уже через местный телефон выяснить, в чем дело и куда пропали вещи. Только набрал номер дежурного, начал объяснять ситуацию, как залетел random и принес зарядник, после чего мы дождались персонал и начали искать вещи, сначала подумав, что кто-то из уборщиков случайно посчитал вещи забытыми и убрал в подсобку — правда по итогу в подсобках ничего не нашлось. Пришлось вызывать охрану и вскрывать пустые номера. В первом же и по совместительству соседнем со мной 202-м сумки успешно нашлись :). Всё оказалось просто — консьерж открыла соседний номер (и 202-й, и 203-й располагались прямо у лестницы, но один слева, а другой справа от входа), а поскольку они оба были свободны и при этом похожи друг на друга как две капли Спрайта, то я, ничего не проверив, оставил вещи в другом номере :)).

Ладно, ситуация наконец-то разрешилась, всё на месте, поэтому успокоили всех, извинились и разошлись по своим номерам. Ночью я пытался еще впилить экспорт видео в свою дему, взяв код из UnrealSpeccy, но сон начал брать своё, и я убрал ноут в сумку и лег спать.

Поскольку вылет из Пулково был назначен в 22:30, то у меня в запасе был еще целый день, который я решил забить «культурной программой» в виде прогулки по центру Питера. Проснувшись около 11 утра, я запаковал все вещи в рюкзак (на удивление влезла даже бордовая сумка, которую можно было бы в принципе выбросить, но я решил привезти обратно :), попрощался с Севой, сходил в столовую, поел, выселился и направился в сторону станции Рощино. В 13:37 я сел в комфортабельное кресло Ласточки, и через сорок минут уже был в Питере на Финляндском вокзале.


Питерский музей Яндекса

Описывать всю прогулку по городу не буду — какой в этом смысл, если можно самому посмотреть панорамы на яндекс/гуглокартах :) Часов к шести вечера по рекомендации bfox я заскочил в музей Яндекса на Невском, 68а, где наконец-то своими руками пощупал БК-шку и даже написал первый свой прод под неё, пусть и на бейсике :))



В оставшееся время прогулялся по Невскому, на метро добрался до «Московской», полчаса искал, где перекусить, потом плюнул и поехал на 39-м автобусе в Пулково. Через еще два часа — вылет.

Около семи утра следующего дня по новосибирскому времени прилетаю в Толмачево. Автобус до «моста», потом пересадка на другой автобус, немного пройти пешком, и я наконец-то дома. Теперь СС2021 и для меня уже окончательно закончился :)

.: epilogue :.


Можно долго спорить о судьбе Chaos Constructions в частности и всей сцены. Можно бесконечно сраться в чатиках, рассуждать об упадке, забивать на всё, орать, что «ЦЦ уже не тот». Я же, как и подчеркивал в самом начале и посетив мероприятие лично, на полном серьезе считаю — пати однозначно удалась. Пусть с голосованием постоянно происходили различные проблемы, отказывала техника, но несмотря на все преграды, мы справились.

Огромное спасибо всем, кто поддерживал пати, сделал работы, приехал лично, смотрел стрим на твиче, переживал, не спал, голосовал за проды; глубокий респект организаторам, которые, несмотря ни на что, сделали ЦЦ вообще возможным, подарив нам три дня чистейшего рилтайма. Нечеловеческая благодарность sq и обоим Нихирашам за столь мощную моральную и материально-спрайтовую поддержку (я прямо даже не знаю чем отблагодарить :), без которой не было бы ни релиза, ни приезда, ни уж тем более этого отчета вообще; спасибо Lasoft за ценные советы по поездке; спасибо Олегу RKGekk за тот самый найденный баг в шейдере; спасибо всем, кто запечатлел все события на фото/видео, и самое главное — спасибо тебе, уважаемый читатель, за то, что не сдался и осилил семь с половиной тысяч слов данного опуса, и, может и не смог побывать лично на пати, но наверняка прочувствовал всю атмосферу, весь этот ДЕМОСПИРИТ, который хотелось бы передать и которм хотелось бы поделиться.

Разумеется, все релизы с ЦЦ можно (и даже нужно, если вы еще этого не сделали) посмотреть на Pouet, Demozoo или же на ZX-Art :)

За кадром остались и другие моменты пати — конференция на третьем этаже, бассейн с подогревом, приключения Котсофта с ночлегом прямо на патиплейс под рассказы Алексея Нилова и спонтанное ночное демошоу, Бухаос с Дуркоинами, несостоявшийся(?) чемпионат по UMK3 — всего и не перечислишь.

Главное — что я НИЧУТЬ не пожалел о том, что выбрался из берлоги и приехал на ЦЦ, что сделал прод, пусть и в последний момент из того что было, в каком-то смысле даже пройдя той же дорогой, что и Placebo ровно 20 лет назад, на CC2001, когда Sair00s прямо на пати доделывал Lifeforms (на мой взгляд, лучшую дему PCB и одну из лучших на Спектруме вообще). Очень приятно осознавать, что мы вместе смогли поддержать пати, в каком-то смысле — подать пример ленивым жопам, которые ноют (уже лет 20, а то и больше), что «сцена умерла», что «раньше было лучше», что «релизы уже не те, вон посмотрите как всё было круто, когда чанки стояли, а мультиколор цвёл и пах».

Нет.

Мы обязательно соберемся в следующий раз. Не на CC, так на DiHalt, не на DiHalt, так на CAFe, на Демодуляции, на Function, на Revision, в конце концов.

И сделаем пати в сто раз круче, чем всё, что было «до».



p.s. мне очень стыдно, на самом деле, за так и не выпущенную вторую часть репорта с CAFe'19, но очень надеюсь, что все же она рано или поздно будет дописана :)

8 комментариев

avatar
Спасибо за отчет! С большим интересом впитал немного сценования с очередной софы )
avatar
Тёма, спасибо! Прочитал — и словно сам съездил )
avatar
Спасибо! Жалею, что не смог. Самое обидное: был в Питере за два дня до пати, но остаться не было возможности.
  • nyuk
  • 0
avatar
Великолепно! Весь пронялся атмосферой.
Тёма, спасибо за столь обширную историю!
  • VBI
  • 0
avatar
Какой же это потрясающий и невероятный репорт! Артёмка, спасибо тебе, что на какое-то мгновение вернул меня в те последние выходные уходящего лета :)

Таких мощных и атмосферных репортов не было последние лет 20, со времён бума спектрумовской прессы. На некоторых местах аж сердце зашлось, натурально… Надеюсь, люди прочитают это и поймут, что на пати на ездить. Всегда, и во что бы то ни стало.

В общем, я там был, Наки Томпсон пил, и подтверждаю, что именно так всё и было, по фактам!

А Артёмка красавчик! :)
  • sq
  • +1
avatar
Артём, спасибо, действительно душевно. Посетить пати у меня возможности не было, но атмосферу почувствовал, это главное. И, как настоящий софасценер, не могу не поблагодарить за отличные ссылки по касательной, особенно на книжку по real-time rendering и на MSDF. Реально вот этого в старых отчётах по-моему никогда не было, а я прямо с удовольствием потыкал и внёс в букмарки.
avatar
Про MSDF узнал, когда делал deadpan.
Удивился, что так вообще можно :) Офигенная штука.
  • sq
  • 0
avatar
Ух, прям погрузился в воспоминания! Заново все прочувствовалось! Артем, спасибо за лонгрид! ))))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.