The New View on the New View
Обзор демы New View 48k by Conscience (2nd place on Forever'2015)
Youtube: https://www.youtube.com/watch?v=dCyo1zhKjoM
Pouet: http://www.pouet.net/prod.php?which=65230
Новая дема Alone Coder'а сотоварищи под новым лейблом — Conscience, что в переводе означает «Совесть». Предлагаю вам осмыслить значение этого названия, пока вы будете читать этот обзор — чуть позже мы ещё вернёмся к нему. А пока рассмотрим саму дему.
Первое, что бросается в уши, а через них прямо в мозг — удивительной силы, красоты и мощи саундтрек. Традиционно для nq, его музыка эдаким бароном Мюнхгаузеном вытаскивает всю дему за волосы из трясины местами просевшего дизайна. Уберите этот трек и вставьте в него трек любого другого музыканта — и вы увидите, как поблекнут краски и наждачной бумагой вылезут на свет все шероховатости и несовершенства. Тут же их — именно в первую очередь благодаря музыке — почти не замечаешь. Не замечаешь, например, что машина дрифтует по ледяной трассе, подпрыгивая под каждый ударник на кочках, без водителя, и, соответственно, руль её крутить совершенно некому. Так и сама дема: безупречна изнутри, но ей, как будто, никто не управляет.
Начало у демы очень хорошее, приятное — необычно цветная лога, здоровские небоскрёбы с пиксельным/атрибутным скроллингом. А затем — только-только разогнавшийся трек, и тут — бац! — первая подзагрузка. Да, скажете вы, на эмуляторах эти загрузки и не ощущаются. Но ведь если бы авторы заботились исключительно об эмуляторщиках, забывая про тех, кто сидит на реалах — стоило ли вообще делать дему под 48к?
Далее, во второй части, следует просто убийственные и разрывающие мозг два эффекта: освещённый по гуро планарный (!) кубик и такой же освещённый, но уже в цвете, 3d-объект. Сразу скажу, что клешинг этому эффекту не мешает нисколько, не делает его хуже. Но тот факт, что Alone Coder очень озабочен клешингом, и в следующей версии этого движка почти наверняка его победит, говорит о многом. Вообще, рано или поздно Alone победит всех и вся: и клешинг, и ограничения памяти, и 3.5 мегагерц, и 48к спектрум, и 128к спектрум, и всех, кто ещё не пишет демы под ATM и не рисует под 16с, и нас с вами. Но вот конкретно, что касается клешинга — это необходимо Alone Coder'у с практической точки зрения. Его интерес, если я правильно понимаю, в том, чтобы разрушать все запреты, кодом ломать все ограничения железа, чтобы делать то, что до него никто и никогда не делал. И ему это удаётся с каждой новой демой. И победа над клешингом, с этой точки зрения, будет безоговорочным триумфом. Но так ли это необходимо нам с вами, стоит ли оно тех затрат? Мне, например, клешинг нравится. Но подождём ещё немного, посмотрим — может быть, без него и правда будет лучше.
А третий эффект в этой части — честно говоря, я не понял, зачем он. Зачем этот фон с надписью ZX Spectrum 48, зачем вообще эта змейка времён Экологии? Особенно после двух киллер-эффектов. Какие ограничения он разрушает? Может быть, я что-то не понял.
Дальше воксели — быстрые, хорошие, качественные воксели, может быть, с не слишком удачной текстурой. Может быть, выбор текстуры как-то продиктован технически — не знаю. Но, как мне кажется, если бы подобрать более подходящую текстуру — эффект смотрелся бы ещё лучше.
И, наконец, последний эффект — тоже в определённой степени мозговзрывающ. Не буду описывать его — вы и так его прекрасно видели. Если не видели — пересмотрите ещё раз. Машина едет по дороге, вид сверху — чистейший реалтаймовейший реалтайм из всех реалтаймов, когда либо сделанных. На самом деле, это тень от машины — да, она немного похожа на лошадь с шестью ногами — но и это не важно, это детали. Эффект очень крут, работает, как и все остальные эффекты в деме, быстро и плавно, и очевидно, Alone Coder очень постарался.
Завершается дема мультиколорной картинкой. Качество самой картинки обсуждать не будем — всё это дискуссионно. Но больше всех вопросов вызывает лозунг, как самой демы, так, как я понимаю, и новообразованной группы. Breaking the limits in code — not in ethics. И вот именно на этом месте я предлагаю вам остановиться и вспомнить название группы. «Совесть». По словам самого Alone Coder'а — эта группа призвана бороться за сохранение нравственности и морали на спектрумовской демосцене. И вот тут уже не совсем понятно — каким образом Alone собирается это осуществлять. Бороться за мораль — то есть воевать за мир. Трахаться за девственность. Что именно они будут делать? Какова программа действий? Очень хотелось бы ознакомиться с манифестом. А пока что всё, что сделал Alone в рамках борьбы за нравственность — поддел этим лозунгом всех, кто не умеет кодить на таком же уровне, как он. Очень высоконравственный поступок. В результате, весь посыл выглядит следующим образом: «Мы — за этику и за мораль, мы за — настоящий код. А вы — против этики и морали, против кода, против АТМ, против 48к, против развития платформы. Мы — дартаньяны. Вы — говно. Period».
Но всё-таки, как бы там ни было, главный вопрос, обволакивающий медиапространство минувшего уикенда, ответ на который не так очевиден, как кажется на первый взгляд — почему же эта дема заняла второе, а не первое место?
Оставим за скобками богатые традиции неймвоутинга на буржуйских пати вообще и на Форевере в частности и зададимся вопросом: чем эта дема может быть хуже Back to Gemba? Код у Alone несоизмеримо лучше (скажем так: он тут есть). Так что же это было? Анима (причём достаточно лобовая и топорная) опять победила код? Дизайн (а ведь он здесь, у Alone, пусть и местами, но был, причём не самый плохой, продуманный, где-то очень оригинальный!) опять победил код? Опять, всё, что можно, победило код? Если честно, у меня нет окончательного ответа на этот вопрос. Есть только робкие предположения. И главное из них в следующем.
Несмотря на то, что решающую роль, я считаю, всё-таки сыграл неймвоутинг (точнее френдвоутинг), разрыв между демами был не такой большой — а значит New View не хватило чего-то такого, что позволило бы ей оторваться и победить даже в изначально предвзятой аудитории. Прежде всего, надо сказать, что эта дема, безусловно — лучшая дема Alone Coder'а. Надо отдать ему должное в последовательности — каждая следующая его дема лучше предудыщей. И ещё большего уважения Alone заслуживает из-за того, что в этой деме он постепенно, шаг за шагом, начал внедрять то, чего от него требовали сотни голосов — дизайн, цельность, флоу, пейс, вайб, грув, всё вот это вот, весь этот метаконтент между строк листинга. Но всё-таки, не в обиду Диме, кодер он в световые года лучший, чем дизайнер и сценарист. Это не упрёк, не попытка оскорбить. Но New View не хватает именно этого — отказа от принципиальных позиций (зацикленность на 48к, на кодерпроне, пренебрежение графикой, и т.п.) в пользу целостности и качеству демы как таковой, как конечного продукта. Простыми словами — для Alone Coder'а важнее — «КАК», чем то, что в результате. Ему важнее сделать кодом — даже там, где проще было бы пойти на компромисс. Ему важнее сделать в 48к — даже тем, где лучше было бы запхать всё в 128к. Конечный результат у Димы находится на втором месте.
Поэтому, вполне логично, что и New View — тоже.
39 комментариев
И в пентеве тоже мгновенные, что с трд, что с тапки. На этом фоне кручение дем с пентагона 128к 91-ого года (что, по слухам, и происходит на ЦЦ) выглядит анахронизмом :)
Это почему вдруг? Гасман делал видеострим 25гц, а уж про синхронизацию загрузчиков TR-DOS я вообще без слёз не могу. DivIDE явно не хуже чем TR-DOS в этом плане. Я бы понял «неохота» или «лень» или, не знаю, «не хотим буржуев поддерживать». А так-то — явно же можно сделать музыкальный загрузчик DivIDE. Если есть желание такое.
Мораль: подгрузки под музыку пока что платформ-лок.
И да, ещё можно с чистой совестью заявлять, что 'это не спектрум', ибо чем левая приблуда дивиде более спектрумная, чем левая борда АТМ2 из 93 года? :-D
Собственно, в этом и была обычно суть претензии — если «реальный» спектрум, то разрывы в показе по 5 минут ждать кассету выглядят не так как вы показываете на утюбе или на пати. А у вас как бы утюб/показ с «нереального» спектрума, но морду держите кирпичом, типа, а чо, всё как на классике.
Это — не unlimited bobs, которые делаются рисованием шарика в каждый из последовательности экранных буферов и анимацией этих буферов в цикле. Это именно честные спрайты, каждый выводится и под каждым сохранятется фон (т.е. не чёрный фон, а именно какая-то картинка). Да ещё и цветные. Выводятся без никаких промежуточных буферов, прям в экран. Не секутся с лучом. В 50 фпс. Это вам не денди.
Можно сравнить с огромными кол-вами спрайтов на ц64, например. Но там всё же спрайты выводятся аппаратно, а трюк в том, чтобы успевать перепрограммировать VIC по мере движения луча для вывода всех спрайтов, и успевать подготовить эти спрайты (отсортировать по высоте, к примеру).
В «Шариках» New View именно, что цвет никак не связан со спрайтами, он просто лежит на экране инком в черных знакоместах и не виден, пока спрайт по нему не проедет. Хитрая и годная раскраска. В Castlevania: Spectral Interlude то же самое происходит, когда монохромные персы двигаются поверх цветного фона.
Ну отчего же, спектрумисты тоже ставили рекорды. И если мне не изменяет память, 800-stars эффект от E-mage так никто и не побил?
потому 6144*8 — это не 49152 двигающихся точек. 6144*4 — тоже, это просто шахматная гигаскринно мигающая заливка получится. Располагая 1 точку на 4 бита можно уже смело утверждать, что это отдельные точки и они движутся :)
мне эти шарики больше всего понравились
пиксельный морфинг вещь на спеке довольно редкостная но глаз замылен изобилием такого эффекта на ПЦ
Считаю, что с такими эффектами автор имеет право хоть читать морали, хоть открыто всех нахуй послать — всё равно будет очень круто. То, что это сделано под 48к списывает вообще любые возможные замечания, как я считаю.
Извините, но контраст невероятный.