+331.68
Рейтинг
1045.92
Сила

Alex

BACK TO THE PET - дневник разработки (часть 1/2)

Написал и выставил на CAFe 2022 полноформатное демо для редкой в наших краях платформы, одного из древнейших персональных компьютеров — Commodore PET 4032. Монохромный текстовый режим 40x25 без возможности загрузки шрифта, никаких аппаратных скроллов, однобитный бипер на выходе последовательного порта, 32 килобайта ОЗУ, в которые помещается все 4 минуты демо без дозагрузок.



На это раз я решил не делать традиционный making of, чтобы его написание не затянулось на год после релиза, с мучительными воспоминаниями о подробностях позапозапрошлого проекта. Вместо этого я в очередной раз попытался вести полноценный дневник разработки, записывая мысли непосредственно в рабочем процессе, и в кои-то веки удалось довести документируемый таким образом проект до завершения. Записи до 06.09 сделаны по памяти, до того момента я ещё не определился, что и в каком формате буду делать. Осторожно: плохо структурированное чтиво эпических размеров.


Читать дальше →

Area 5150 - демо для PC XT/CGA и музыка для PC Speaker

Демогруппы CRTC и Hornet, выпустившие нашумевшее в 2015 году демо 8088 MPH, меняющее представление о возможностях PC XT и CGA, собрались с силами и выпустили своё свежайшее творение на ту же тему — Area 5150. Оно выставлялось на демопати Evoke 2022 и заняло там первое место в категории демо для альтернативных платформ (куда свалено в кучу всё, что не современный PC), обойдя даже весьма креативную работу 420 Years Of Teletext.



Читать дальше →

Биперные истории

Уже больше десяти лет я плотно занимаюсь темой биперной однобитной музыки на ZX Spectrum и других платформах — все эти движки, трекеры, треки, альбомы и прочие плагины. Всё это время меня постоянно не спрашивают, как же я докатился до жизни такой в эпоху могучих TS, TSFM, NeoGS, мегабайтов и мегагерцев. Но вам всё равно придётся это узнать, потому что это прошлое, в котором мне интересно покопаться и напомнить о нём самому себе, а знакомство с чужой историей нередко позволяет читателям освежить в памяти и их собственные первые впечатления.

Читать дальше →

Обзор биперной музыки с DiHalt 2021

Зимний DiHalt образца 2021 года удался на славу. Редкое для наших краёв разнообразие платформ, участие зарубежных коллег, множество отличных работ, освежающих подзабытые уже ощущения настоящего сценового соперничества и расширения горизонтов возможного. Отдельное спасибо нужно сказать БК-шникам за вывод их самобытной и уникальной сцены из сумрака.

В этом году я участвовал в двух конкурсах — биперной музыки и LowEnd 256 байт интро, и они же стали наиболее интересными для меня как зрителя, по причине неожиданно высокой конкуренции в них. По прошествии трёх недель спешу поделиться мнением о работах, и начну с бипера.

Читать дальше →

Новый альбом Сергея Головина - Satellite

Один из ярчайших представителей современной отечественной тяжёлой инструментальной музыки, Сергей Головин, совсем скоро — 15 октября — выпускает свой новый альбом Satellite. Как и все предыдущие работы автора, он во многом вдохновлён вещами из прошлого и из нашего детства или юности — фильмами и видеоиграми 80-х и 90-х годов. Помимо явно узнаваемого налёта видеоигрового музыкального наследия, нынешняя работа включает звучание аналоговых синтезаторов, а также довольно трогательную историю про отца и ZX Spectrum, достойную упоминания на нашем тематически отдалённом от ревущих гитар ресурсе.

Предыдущие работы автора свободно доступны на просторах сети, в частности, на его YouTube-канале. Из нового альбома пока опубликован заглавный трек и возможность пре-ордера альбома на Bandcamp, а после релиза, вероятно, появится и возможность послушать бесплатно.



Flopster - VST-синтезатор, издающий звуки дисковода

Flopster — плагин-эмулятор дисковода, играющего ноты. Первая версия вышла ещё два года назад, с её помощью был написан трек Track 0 Sector 9, занявший первое место с конца на DiHalt 2018 Lite. Эта версия не имела GUI, в ней был только один набор сэмплов и некоторые недоделки. Настало время обновлений:



  • Исправлена система приоритетов для нот, теперь играет нота, нажатая последней, а при отпускании продолжает играть предыдущая
  • Расстройка в пределах полутона вверх и вниз
  • Изменение высоты звука в пределах двух октав вверх и вниз (эти две настройки полезны для создания пачек)
  • Поддержка колеса питч-бенда, без сглаживания, что даёт совместимость с моим чиповым арпеджиатором ChipArp
  • Убраны щелчки в звуке в момент перезапуска и смены сэмплов
  • Улучшена эмуляция положения головки дисковода. Это позволяет продолжать звук движения головки с предыдущего места независимо от изменения высоты звука
  • Графический интерфейс. Пользы от него мало, но можно смотреть на мигающие светодиоды и перемещения головки
  • Второй набор сэмплов
  • Поддержка x64, недавно добавлена во все мои плагины (которых уже два десятка)

Плагин использует сэмплы, записаны все ноты с разными способами извлечения звука. Они лежат в открытом виде и могут быть использованы в любом другом сэмплере. Смысл отдельного плагина в имитации поведения дисковода и удобном управлении. Подробности описаны в readme.txt, в двух словах разные звуки извлекаются посредством установки разной velocity для нот.

В планах добавление ещё нескольких наборов сэмплов, которые уже записаны, но их нарезка и прочая подготовка требует времени.

Скачать Flopster v1.1

Также с недавних пор можно понаблюдать за оглушительным успехом в деле монетизации подобной активности и узнать о других моих проектах директли фром май харт.

EVALUA - VST для математиков

Новый VST-инструмент, имеющий некоторое отношение к этим нашим демосценам — EVALUA. На этот раз генеративный синтез на основе вычисляемых математических выражений.

В 2011 году был всплеск популярности такой технической диковины — однострочных программ на C, путём хитроумных вычислений и битовых манипуляций выдающих в звуковой файл поток сэмплов, создающих некую звуко-музыкальную текстуру.

В районе 2014 года вышло и несколько синтезаторов на основе этой идеи, но почему-то в экзотических форматах и программах — один был внутри мобильного секвенсора Caustic 3, другой в виде модуля для очень платного Reaktor 6, третий в браузере, а четвёртый вообще в виде элемента большого железного модульного синтезатора. Насколько мне известно, доступных широким массам подобных синтезаторов с тех пор так и не появилось.

Природа не терпит пустоты, и лучше поздно, чем никогда — спустя годы мой синтезатор делает нечто подобное, но он более доступен, потому что VST и бесплатен, и более применим практически, так как предназначен для осознанного сочинения музыки на основе созданных программным синтезом тембров и звуко-ритмических фрагментов, играемых на высоте нужных нот, а не тех, какие получатся. Аналогично FM-синтезу, не обязательно понимать суть вычислений, можно просто экспериментировать с пресетами, редактируя их в духе первых шагов освоения Бейсика, и получать новые странные звуки.

EVALUA - a math synth VST

Качаем и получаем: shiru.untergrund.net/files/evalua.zip

System Beeps - музыкальный альбом для PC Speaker

Известный теперь как «системный динамик», а то и просто «пищалка», PC Speaker появился на свет в 1981 году вместе с первым персональным компьютером IBM. Наследник нескольких поколений больших компьютеров для серьёзных дел, он с рождения был предназначен лишь для подачи простейших системных сигналов, и не мог достойно проявить себя в озвучивании главенствующих на домашнем рынке развлекательных программ. Сильно уступая звуковым чипам специализированных игровых систем, пропадая в тени вскоре появившихся продвинутых звуковых карт, он поддерживался многими разработчиками по остаточному принципу — как опция, выдающая хоть какой-нибудь звук при отсутствии лучших альтернатив. За нечастыми исключениями, через спикер проигрывались грубо упрощённые, полностью одноголосые версии мелодий, изначально сочинённых для гораздо более мощных устройств.

Музыкальный альбом «System Beeps» написан для PC Speaker с использованием той же базовой техники из старых игр, и согласно типичной формуле ретро-компьютерного около-демосценового творчества призван раскрыть многие годы оставшийся неисследованным потенциал этого простейшего звукового устройства. Собственно послушать результат и составить своё мнение об успешности данного мероприятия можно на Bandcamp или в видео ниже, а дальнейший текст углубляется в устройство спикера, историю проекта и способы достижения подобного результата для тех, кто хочет знать больше.




Читать дальше →