Когда-то давно читал в каком-то интервью с разработчиками игр для GB (GBC?), что они использовали автоматическую трансляцию кода для портирования игр с NES на GB, т.е. с 6502 на процессор GB (среднее между 8080 и Z80). Упоминалось, что результат был тормозной, но это их устраивало. К сожалению, никак не могу найти этот текст заново.
На первый взгляд неплохо. Но ZX Enhanced при таком раскладе по хорошему должен идти в Combined (хотя бы через fallback), т.к. получается, что из всех десятков возможных платформ только одной уделено особое внимание, причём работ для неё много не бывает.
Там КР580ВМ80, кастомное видео и звук на мелкой логике и ПЗУ. Конкретно в самолётах 2.5К ПЗУ кода (5 по 512 байт), 1К ОЗУ, графика в 5 ПЗУ по 256-512 байт, для звука ещё одно ПЗУ на 512 байт (но там не данные, а как бы делители частоты). Железо может показывать 4 спрайта (2 самолёта, 2 выстрела) и одну текстовую строку.
По сути распределение первое-второе место стало чистой случайностью, разница всего в один голос и два балла. Но это была достойная схватка двух якодзун — дичь против сисек.
Можно написать статью о текущем состоянии и предназначении конкурса. Реально, краткие анонсы на сайтах пати и новостных сайтах, которые читает меньшинство, не имеют высокого шанса дойти до цели. И на моей памяти вообще wild едва ли где-то когда-то обсуждался за 7 лет.
Всё так, но в случае с нашей сценой эффекты нередко целиком дрались из демок для более мощных платформ. С идеями, графикой и звуком. И иногда они просто не могли быть реализованы без применения других компьютеров, например, 3D-анимации. Т.е. грубо говоря, увидел кто-то в демке вращающийся унитаз, и у него возникла идея повторить. Это обычный творческий процесс. Но воплотить без 3D-редактора на PC он бы эту идею просто не смог.
Такая точка зрения вполне обоснована. Но всегда есть пограничные случаи, очень уж много было всякого разношерстного железа в истории. Например, NES/Famicom — нельзя написать демку на самой приставке, нет клавиатуры, загрузка через программатор. Хотя это явный олдскул, 1983 год. Но вот мы достаём из-за пазухи Family Basic. Теперь у нас есть клавиатура и магнитофон и язык программирования, и мы можем написать демку. А железо осталось точно тем же самым.
Ну и по честному, большая часть ZX-демок с 1996 года по начало 2000-х реально не могла быть написана без применения Amiga/PC, она бы осталась без графики, музыки и идей для эффектов. Да что там, почти вся ранняя сценовая (от Sound Tracker и далее) AY-музыка сконвертирована из Амижных мод-файлов. И игры для самого ZX уже во времена становления платформы, 1983 год и далее, регулярно писались с применением других компьютеров. То есть кросс-разработка — не очень удачный критерий разделения, она стала стандартным средством задолго до появления Спектрума.
Важный момент, как мне кажется. На поставленный в начале заметки вопрос можно ответить вопросом — а что такое Wild? Я начинаю замечать, что у каждого своё понимание, а правила разных пати по разному определяют эту категорию. Для меня это по инерции — что-то, где видео, анимация, демки без кода, просто странные неформатные вещи (всё, что не демо). Теперь, как выясняется, демо-подобная анимация больше не для Wild, и она должна идти в Video/Animation.
Правила CC этого года определяют Wild так:
На конкурс принимаются демо, работающие на нестандартном оборудовании, которое автору стоит принести с собой на фестиваль, либо заранее согласовать этот вопрос с оргкомитетом. В том числе, работающие на мобильных устройствах/платформах: Android, iOS, WinPhone7, J2ME, PPC/WinCE, WinMobile, Symbian, PalmOS, Zodiak и сопоставимых.
DiHalt этого года, причём это написано в разделе HiEnd конкурсы:
Видео-сюжеты, основа которых сделана с помощью фото/видео-камер, а также работы, для которых не подходят правила других конкурсов, в том числе на нестандартном оборудовании (свяжитесь с организаторами).
Приставки уже очень давно участвуют на демопати. Больше того, демосцена на SNES была ещё в 1992 году — на весьма сложном железе, во время активной коммерческой жизни платформы, в условиях отсутствия эмуляторов и документации. И это было до всех наших демопати и демок на ZX. Думаю, это вполне себе 'тру' и показатель достойности приставок как платформы для демокомпо.
Автоматы конечно пример интересный. С одной стороны, железо у них, в определённые исторические периоды, сравнимо с компьютерами и приставками (а то и просто внутри железо компьютера или приставки, примеров много). С другой стороны, большая часть автоматов — малосерийная диковина, приобрести которую куда сложнее и дороже, чем компьютер или приставку. Приходят в голову критерии 'массово выпускавшийся' или 'доступный в свободной продаже' или 'не дороже N на момент выхода'.
'С клавиатурой' — не очень удачный признак. Во-первых, запрещаем почти все приставки, а они вполне достойны соревноваться с домашними компьютерами, и работ на них становится всё больше. Кроме, внезапно, Odyssey 2 и Сюбор, у которых клавиатура встроена. Во-вторых, у множества одноплатников, хоть KIM-1, хоть ЮТ-88 — клавиатура формально есть, просто не алфавитно-цифровая, а телевизора нет. И они определённо домашние.
По сути пока предложения так или иначе сводятся к списку точно допустимых платформ и связи с организаторами, если что. Но это тоже не очень удачное решение, как минимум оно требует наличия определённых знаний у организаторов. Думаю, нужны обсуждения, чтобы выработать больше удачных критериев, чтобы ясность в наибольшем спектре случаев наступала раньше обращения.
Было бы забавно, но нет. Но похоже, те самые плавающие байты от ZX-Next вращались и в этих кругах: 'SELENA-2 защищена от копиpования «плавающей» контpольной суммой.'
К сожалению, с тех пор зафиксированного в буквах сохранилось немного, в основном в памяти людей, да и те не особо вспоминают. Старые сайты были не очень информативны, и они постепенно исчезают. Есть книжка 'АОН в телефонных аппаратах' 2003 года (http://padaread.com/?book=16563), там в основном про железо, но есть немного и про историю. Были статьи в разных радиолюбительских журналах, с забавными завязками типа 'купили на радиорынке бумажную схему за 20 рублей' (Радиолюбитель 8-91). Что-то сохранилось в архивах фидо. Есть инструкции от прошивок в текстовом виде (могу сделать подборку) и обзорные статьи на старых сайтах, типа teleconica.ru/articles/3.html
Мне не кажется пустым и порожним вопрос малопопулярных платформ на нашей сцене. Как минимум ценность обсуждения в том, что оно может донести кому-то мысль — 'а там можно было?', заставить задуматься об альтернативных платформах, их возможном статусе в компо, сопоставимости между собой, привлекательности для творчества. Ну и может захотеть попробовать перевести вопрос практическую плоскость (путём создания работ). Мне кажется, это пошло бы на пользу нашему болотцу, разнообразило и оживило бы сцену.
По частоте — турбированные вариации наших ZX-клонов традиционно работают на 7 МГц, им сочувствующие (Sam Coupe, Sprinter, TSConf) на 6-14 МГц. Из приставок PC Engine на максимально 8-битном клоне 6502 (ни одного 16-битного регистра) работает на 7 МГц. Хотя на эту приставку у нас вряд ли появятся работы.
У разграничения по объёму ОЗУ есть проблема в принципиальной разнице между приставками и компьютерами — у приставок ОЗУ очень маленькое, зато большое заменяемое ПЗУ, у компьютеров наоборот. Плюс у приставок (реже у компьютеров) бывает несколько ОЗУ разного назначения. Например, для четвёртого поколения типично иметь три-четыре совершенно независимых ОЗУ в отдельных адресных пространствах — основное, видео, звук, сохранения.
В том и дело, что не очень приемлемо. Но и задвигать Amiga 500 и 286 в категорию современных PC точно так же не очень приемлемо. И там и там одинаково значительный разрыв в возможностях, особенно в том, на что прежде всего обращает внимание неподготовленный зритель — качество графики и звука. И выкидывать одну из трёх категорий тоже нельзя, каждая имеет свою ценность и заинтересованных людей. Так что да, остаётся только мучительно изобретать хоть сколько-то адекватные критерии разделения между Oldskool и Combined.
Ну вообще они сильно в разных весовых категориях с ZX, C64, GB, NES и им подобными. А так 68K в оригинальной документации называется 16/32-битным (в обсуждениях в зависимости от выгодности позиции выбирают одно из чисел), поэтому Amiga и ST формально проходят. И PC AT. И даже Neo-Geo. Но в целом я бы по собственным ощущениям честности состязания разделил бы аж на 4 категории — олдскул (до явных 16 бит, но включая ранние типа БК), мидскул (Amiga, ST, Neo-Geo, 286-386-486), 32-бит и далее с мощным софтовым или аппаратным 3D (Pentium 1-2-3, PS1, PS2), и современные платформы. Но в реальной жизни столько категорий, конечно, перебор.
Ещё можно сделать про это демо! Wild demo.
Ну и по честному, большая часть ZX-демок с 1996 года по начало 2000-х реально не могла быть написана без применения Amiga/PC, она бы осталась без графики, музыки и идей для эффектов. Да что там, почти вся ранняя сценовая (от Sound Tracker и далее) AY-музыка сконвертирована из Амижных мод-файлов. И игры для самого ZX уже во времена становления платформы, 1983 год и далее, регулярно писались с применением других компьютеров. То есть кросс-разработка — не очень удачный критерий разделения, она стала стандартным средством задолго до появления Спектрума.
Правила CC этого года определяют Wild так:
DiHalt этого года, причём это написано в разделе HiEnd конкурсы:
Автоматы конечно пример интересный. С одной стороны, железо у них, в определённые исторические периоды, сравнимо с компьютерами и приставками (а то и просто внутри железо компьютера или приставки, примеров много). С другой стороны, большая часть автоматов — малосерийная диковина, приобрести которую куда сложнее и дороже, чем компьютер или приставку. Приходят в голову критерии 'массово выпускавшийся' или 'доступный в свободной продаже' или 'не дороже N на момент выхода'.
По сути пока предложения так или иначе сводятся к списку точно допустимых платформ и связи с организаторами, если что. Но это тоже не очень удачное решение, как минимум оно требует наличия определённых знаний у организаторов. Думаю, нужны обсуждения, чтобы выработать больше удачных критериев, чтобы ясность в наибольшем спектре случаев наступала раньше обращения.
Но самое прекрасное, что нашлось недавно — www.liveinternet.ru/users/genuinelera/post242143508/ (вторая фотка поразительно напоминает типажи из сериала Компьютерщики)
У разграничения по объёму ОЗУ есть проблема в принципиальной разнице между приставками и компьютерами — у приставок ОЗУ очень маленькое, зато большое заменяемое ПЗУ, у компьютеров наоборот. Плюс у приставок (реже у компьютеров) бывает несколько ОЗУ разного назначения. Например, для четвёртого поколения типично иметь три-четыре совершенно независимых ОЗУ в отдельных адресных пространствах — основное, видео, звук, сохранения.