VT2i и другие чиптюновые VSTi
Краткий обзор моих свежих VSTi-плагинов, предназначенных для внесения элементов чиптюна в музыку для широких масс, либо создания полных стилизаций под чиптюн в современных аудиоредакторах типа FL Studio, Reaper, Cubase, и им подобных. Все они объединены общей концепцией брутального минимализма, отсутствием GUI (интерфейс предоставляет ваша DAW) и полностью открытым исходным говнокодом.
Изучаем.
VT2i
Самая свежая разработка. С пылу, с жару. Представляет собой эмулятор AY-3-8910 и YM2149F, совмещённый с проигрывателем сэмплов и орнаментов от Vortex Tracker II. Редактор собственно сэмплов и орнаментов полностью отсутствует, вместо этого предполагается загрузка их файлов, создаваемых в трекере. Для быстрого старта к плагину прилагается кучка таких файлов, сохранённых из моих старых треков.
В плагине есть множество мелких наворотов. Можно выбрать тип огибающей для инструментов с огибающей, смещение частоты огибающей относительно частоты тона в полутонах (4 октавы вверх-вниз), частоту шума, тип чипа AY/YM, его тактовую частоту, частоту кадров, режим проигрывания коротких сэмплов типа ударных без остановки по завершению ноты, полифонию или одноголосие с автоматическим портаменто, а также на что влияет velocity — на громкость (эмулируемую, 15 градаций, как в трекере), на частоту шума, или на смещение частоты огибающей. Последние две возможности являются альтернативными средствами создания любимых AY-музыкантами имитаций резонансного фильтра на основе изменения частоты шума либо огибающей. Поддерживается pitch bend и модуляция. Помимо этого, есть режим простейшей драм-машины, когда 12 следующих друг за другом пресетов назначаются на разные ноты, и можно играть 12-ю разными звуками, т.е. ударная партия может быть полностью сыграна в пределах одной копии плагина и одной дорожки DAW.
Информация для ayдиофилов: всё очень плохо, я думал, намного лучше будет это всё. Эмуляция чипа идёт на частоте предварительного делителя. Ресемплинг самый примитивный, простое усреднение N отсчётов. В принципе, для целей стилизации этого хватает, возможно добавлю ресемплер с человеческим лицом позже. Таблички громкости — некие default из Unreal Speccy. Привычное 'стерео' полностью отсутствует, так как эмулируемый чип не трёхканальный (16 каналов, каждый со своей огибающей и шумом), да и работа с подобной хардкорной панорамой в DAW была бы весьма неуютной. Каноничные частотные таблички от трекеров не используются по причине необходимости попадания в стандартный строй для работы с другими VSTi, вместо этого табличка рассчитывается кодом для выбранной тактовой частоты.
Скачать без регистрации и SMS
ChipArp MIDI
Чиптюновый MIDI-арпеджиатор. Проблема арпеджиаторов традиционной ориентации в DAW заключается в том, что они придуманы для решения нормальных человеческих музыкальных задач, типа создания характерных элементов трансовой музыки, и не способны играть быстрое и плавное бурлящее арпеджио. Каждая новая нота в них перезапускается заново, начинается страшный треск, треш и угар. К тому же, каждое арпеджио надо рисовать в интерфейсе арпеджиатора, и набирать таким образом аккордовую партию довольно утомительно.
Мой вариант использует самый очевидный способ решения проблемы: брать на входе MIDI-поток, преобразовывать аккорды в арпеджио, новые ноты выдавать изменением pitch bend, выходной MIDI-поток направлять в любой синтезатор. К сожалению, в большинстве VSTi с поддержкой бендов всё очень плохо — её либо нет совсем, либо она работает в неизвестном диапазоне нот, либо работает со сглаживанием и не может менять питч мгновенно. Поэтому данный плагин лучше всего работает со всеми моими VSTi, а также кое-как работает в режиме обратной совместимости (двухоктавный бенд) с очень небольшим количеством других плагинов. Если VSTi сделан в SynthEdit, шансы на успех невелики.
Скачать без регистрации и SMS
1bitstudio
И напоследок ещё 13 плагинов. С момента предыдущей публикации пакет пополнился рядом свежих синтезаторов, а старые обзавелись множеством новых возможностей. На данный момент набор включает два VST для преобразования обычного аудио в 1-битное, семь VSTi однобитных синтезаторов, четыре VSTi однобитных ударных. Коротко по именам и явкам:
bitdrive — простейший компаратор, выдаёт 0 или 1 по превышению заданного порога. Можно сказать, самый примитивый биткрашер.
pulsedrive — хитроумный компаратор, выдающий импульсы разной ширины. Превращает благородное звучание любых инструментов в характерное однобитное гудение.
noisesynth — синтезатор на основе двух генераторов псевдослучайного шума с заданным периодом и частотой. Издаёт резкие, противные и глючные звуки, а также довольно неплохую имитацию FM-имитации электрогитары.
oversynth — имитирует характерную модуляцию созвучий двух и более нот, как в движке из игры Earth Shaker.
phasesynth — синтезатор, аналогичный линейке движков Phaser, но с большим количеством настроек.
phatsynth — однобитная имитация знаменитого SuperSaw синтезатора JP8000. До 16 генераторов на голос с расстройкой относительно базовой ноты, издающие звуки в диапазоне от жирного баса до неисправного пылесоса.
pulsesynth — синтезатор, генерирующий очень короткие импульсы, аналогичный движку Special FX (Fuzz Click), пятиканальному движку Тима Фоллина и другим им подобным.
sweepsynth — синтезатор на основе изменения ширины импульсов, позволяющий имитировать звуки движка Lyndon Sharp'а (Mig-29), Music Studio, ZX-10, Octode всех модификаций, и многих других.
wavesynth — синтезатор с задаваемой пользователем формы сигнала в виде последовательности бит. Обычно выдаёт довольно пронзительные трели.
clickydrums — ударные на основе очень коротких одиночных пакетов шума, аналогично движкам типа Фоллина, Tritone, Octode и другим.
noisedrums — ударные на основе последовательности пакетов шума с разными периодом и частотой. Подобный принцип пока не использовался в движках для ZX (за исключением BeepFX), по звучанию напоминает некоторые японские игры на NES с чисто шумовыми ударными.
tapedrums — перкуссия на основе фрагментов звука записи данных на кассету в формате ZX. Данные генерируются процедурно на основе набора параметров.
tndrums — ударные на основе генератора тона и шума, аналогично множеству движков на ZX. В том числе есть возможность имитации 'гундосых' ударных движков Music Studio и Lyndon Sharp.
Все синтезаторы поддерживают набор стандартных возможностей — мгновенный pitch bend в самых широких пределах, полифонию с разными способами смешивания каналов для создания или устранения характерных искажений, одноголосый режим с автоматическим портаменто, возможность управления некоторыми параметрами через velocity.
Скачать без регистрации и SMS
Примеры звучания
К сожалению, сапожник без сапог, плохому танцору они жмут, а ВКонтакте надёжно огородился от внешнего мира и программ для скачивания музыки (адепты могут поискать там 1bitstudio noisedrums shine test, 1bitstudio august 112 и 171bitstudiotest), так что на данный момент примеров применения всего вышеописанного безобразия в виде ссылок доступно всего два. Все перечисленные треки используют 1bitstudio и различное количество дополнительной обработки.
Изучаем.
VT2i
Самая свежая разработка. С пылу, с жару. Представляет собой эмулятор AY-3-8910 и YM2149F, совмещённый с проигрывателем сэмплов и орнаментов от Vortex Tracker II. Редактор собственно сэмплов и орнаментов полностью отсутствует, вместо этого предполагается загрузка их файлов, создаваемых в трекере. Для быстрого старта к плагину прилагается кучка таких файлов, сохранённых из моих старых треков.
В плагине есть множество мелких наворотов. Можно выбрать тип огибающей для инструментов с огибающей, смещение частоты огибающей относительно частоты тона в полутонах (4 октавы вверх-вниз), частоту шума, тип чипа AY/YM, его тактовую частоту, частоту кадров, режим проигрывания коротких сэмплов типа ударных без остановки по завершению ноты, полифонию или одноголосие с автоматическим портаменто, а также на что влияет velocity — на громкость (эмулируемую, 15 градаций, как в трекере), на частоту шума, или на смещение частоты огибающей. Последние две возможности являются альтернативными средствами создания любимых AY-музыкантами имитаций резонансного фильтра на основе изменения частоты шума либо огибающей. Поддерживается pitch bend и модуляция. Помимо этого, есть режим простейшей драм-машины, когда 12 следующих друг за другом пресетов назначаются на разные ноты, и можно играть 12-ю разными звуками, т.е. ударная партия может быть полностью сыграна в пределах одной копии плагина и одной дорожки DAW.
Информация для ayдиофилов: всё очень плохо, я думал, намного лучше будет это всё. Эмуляция чипа идёт на частоте предварительного делителя. Ресемплинг самый примитивный, простое усреднение N отсчётов. В принципе, для целей стилизации этого хватает, возможно добавлю ресемплер с человеческим лицом позже. Таблички громкости — некие default из Unreal Speccy. Привычное 'стерео' полностью отсутствует, так как эмулируемый чип не трёхканальный (16 каналов, каждый со своей огибающей и шумом), да и работа с подобной хардкорной панорамой в DAW была бы весьма неуютной. Каноничные частотные таблички от трекеров не используются по причине необходимости попадания в стандартный строй для работы с другими VSTi, вместо этого табличка рассчитывается кодом для выбранной тактовой частоты.
Скачать без регистрации и SMS
ChipArp MIDI
Чиптюновый MIDI-арпеджиатор. Проблема арпеджиаторов традиционной ориентации в DAW заключается в том, что они придуманы для решения нормальных человеческих музыкальных задач, типа создания характерных элементов трансовой музыки, и не способны играть быстрое и плавное бурлящее арпеджио. Каждая новая нота в них перезапускается заново, начинается страшный треск, треш и угар. К тому же, каждое арпеджио надо рисовать в интерфейсе арпеджиатора, и набирать таким образом аккордовую партию довольно утомительно.
Мой вариант использует самый очевидный способ решения проблемы: брать на входе MIDI-поток, преобразовывать аккорды в арпеджио, новые ноты выдавать изменением pitch bend, выходной MIDI-поток направлять в любой синтезатор. К сожалению, в большинстве VSTi с поддержкой бендов всё очень плохо — её либо нет совсем, либо она работает в неизвестном диапазоне нот, либо работает со сглаживанием и не может менять питч мгновенно. Поэтому данный плагин лучше всего работает со всеми моими VSTi, а также кое-как работает в режиме обратной совместимости (двухоктавный бенд) с очень небольшим количеством других плагинов. Если VSTi сделан в SynthEdit, шансы на успех невелики.
Скачать без регистрации и SMS
1bitstudio
И напоследок ещё 13 плагинов. С момента предыдущей публикации пакет пополнился рядом свежих синтезаторов, а старые обзавелись множеством новых возможностей. На данный момент набор включает два VST для преобразования обычного аудио в 1-битное, семь VSTi однобитных синтезаторов, четыре VSTi однобитных ударных. Коротко по именам и явкам:
bitdrive — простейший компаратор, выдаёт 0 или 1 по превышению заданного порога. Можно сказать, самый примитивый биткрашер.
pulsedrive — хитроумный компаратор, выдающий импульсы разной ширины. Превращает благородное звучание любых инструментов в характерное однобитное гудение.
noisesynth — синтезатор на основе двух генераторов псевдослучайного шума с заданным периодом и частотой. Издаёт резкие, противные и глючные звуки, а также довольно неплохую имитацию FM-имитации электрогитары.
oversynth — имитирует характерную модуляцию созвучий двух и более нот, как в движке из игры Earth Shaker.
phasesynth — синтезатор, аналогичный линейке движков Phaser, но с большим количеством настроек.
phatsynth — однобитная имитация знаменитого SuperSaw синтезатора JP8000. До 16 генераторов на голос с расстройкой относительно базовой ноты, издающие звуки в диапазоне от жирного баса до неисправного пылесоса.
pulsesynth — синтезатор, генерирующий очень короткие импульсы, аналогичный движку Special FX (Fuzz Click), пятиканальному движку Тима Фоллина и другим им подобным.
sweepsynth — синтезатор на основе изменения ширины импульсов, позволяющий имитировать звуки движка Lyndon Sharp'а (Mig-29), Music Studio, ZX-10, Octode всех модификаций, и многих других.
wavesynth — синтезатор с задаваемой пользователем формы сигнала в виде последовательности бит. Обычно выдаёт довольно пронзительные трели.
clickydrums — ударные на основе очень коротких одиночных пакетов шума, аналогично движкам типа Фоллина, Tritone, Octode и другим.
noisedrums — ударные на основе последовательности пакетов шума с разными периодом и частотой. Подобный принцип пока не использовался в движках для ZX (за исключением BeepFX), по звучанию напоминает некоторые японские игры на NES с чисто шумовыми ударными.
tapedrums — перкуссия на основе фрагментов звука записи данных на кассету в формате ZX. Данные генерируются процедурно на основе набора параметров.
tndrums — ударные на основе генератора тона и шума, аналогично множеству движков на ZX. В том числе есть возможность имитации 'гундосых' ударных движков Music Studio и Lyndon Sharp.
Все синтезаторы поддерживают набор стандартных возможностей — мгновенный pitch bend в самых широких пределах, полифонию с разными способами смешивания каналов для создания или устранения характерных искажений, одноголосый режим с автоматическим портаменто, возможность управления некоторыми параметрами через velocity.
Скачать без регистрации и SMS
Примеры звучания
К сожалению, сапожник без сапог, плохому танцору они жмут, а ВКонтакте надёжно огородился от внешнего мира и программ для скачивания музыки (адепты могут поискать там 1bitstudio noisedrums shine test, 1bitstudio august 112 и 171bitstudiotest), так что на данный момент примеров применения всего вышеописанного безобразия в виде ссылок доступно всего два. Все перечисленные треки используют 1bitstudio и различное количество дополнительной обработки.
17 комментариев
«отсутствием GUI (интерфейс предоставляет ваша DAW) » — это конечно всегда отпугивало
Корявенький пример его работы (со сторонними обвесами):
Было создано несколько версий плагина под разные нужды, но все они так и остались для внутреннего пользования. Сейчас поддерживается только AY/YM-движок, который есть на github (кстати, возможен импорт эффектов afx из замечательного редактора от Shiru) и который, благодаря стараниям Kowalski, был портирован на JS. Несколько лет назад на Hype состоялась дискуссия по поводу быстродействия Ayumi, с тех пор я чуть оптимизировал ресэмплер, но и думать не мог, что в Chrome он будет работать настолько хорошо.
Мне и самому очень нравится идея миниатюрных плагинов с GUI по-умолчанию от DAW. Увы, музыканты нас, разработчиков, в таких начинаниях не очень-то поддерживают. Полноценный редактор с клавиатурным вводом и проч. не так просто реализовать в VSTi. Вот и я довольно быстро устал создавать граф. интерфейс, повторяющий VT2, для Ayumi-плагина. Но неплохое решение, на мой взгляд, здесь существует. Я советую посмотреть в сторону библиотечки JUCE: www.juce.com/ Она хороша тем, что абстрагирует разработчика от конкретных деталей формата плагина и позволяет простыми средствами создавать GUI. Код на JUCE можно перекомпилировать без изменений для Windows (VST), Mac (AU), Linux. Тем не менее, даже с JUCE я бы не стал делать сложный редактор в окне плагина. Сейчас я думаю, что достаточно реализовать несколько контроллеров, кнопку импорта и попросить художника нарисовать соотв. спрайты, а также фон. Редактирование же сэмплов/инструментов оставить Vortex'у.
не зеркало кэшно.
цель — привычно писать музыку в любых современных редакторах, без ограничений на кол-во ау, возможность совмещать ау с цифровым звуком и все такое. на выходе достаточно было бы просто дампа регистров и таймстампа.
ну и как бы это технически могло бы выглядеть. т.е., например, плагин один, 3 дорожки шлют ему миди команды, но как он узнает какая команда с какой дорожки пришла? вот это вот всё… я не шарю.
В MIDI изначально есть каналы, а в современных DAW есть роутинг, с помощью которого можно завести несколько дорожек в одну, но на разные MIDI-каналы. Например, в Reaper можно добавить четыре дорожки — на одной плагин и пусто, три остальных содержат MIDI-команды. На дорожке плагина нажимаем Route, в Receives выбираем каждую из трёх дорожек, и выбираем им в MIDI All > MIDI N (номер нужного канала). Внутри плагина такой поток разбирается без проблем, никакой принципиальной разницы с одним каналом, код тот же, просто обычно номера каналов игнорируются.
Проблемы скорее будут с тем, как реализовать ввод и передачу команд Protracker, ведь в стандартных MIDI-секвенсорах ничего такого не предусмотрено. Можно, конечно, назначить какие-нибудь неиспользуемые контроллеры на что-нибудь, и редактировать их точные значения в events list, но это едва ли будет удобно. Да и диапазон значений там 0..127, и тот же Reaper показывает и принимает значения только в десятичном виде.