In the distant California...
Do You know how large ZX Spectrum scene is? Oh, yeah, there is a guy from Brazil. British dudes, even somebody from Turkey. But U.S.A.? Look what I have found yesterday…
Surfing at twitter yesterday evening I have found a sneak peek of somebody's new ZX Spectrum pic. It was just a small fragment by Matej Jan (retronator). But what a surprise, there is a (full?) picture in his twitter profile:
How do you like it? It is drawn by an actual pixel artist from CA, USA. You may know him by two previous pictures, published in deviantart.com and zxart.ee.
Surfing at twitter yesterday evening I have found a sneak peek of somebody's new ZX Spectrum pic. It was just a small fragment by Matej Jan (retronator). But what a surprise, there is a (full?) picture in his twitter profile:
How do you like it? It is drawn by an actual pixel artist from CA, USA. You may know him by two previous pictures, published in deviantart.com and zxart.ee.
220 комментариев
Представляете её в пиксельном горизонтальном скроллинге? Фиг с ним даже с 25фпс — это уже сам по себе бомбовый эффект был бы.
1) Меня никто не спросил, хочу ли я, чтобы мои картинки были в этих демах
2) Я сам решил, где мне выставлять картинки — на компо, на сайте или еще где-то
3) Я не уверен, что в демах присутствует четкая информация о том, какая картинка чьего авторства
4) «Свободны к распространению» — это абсолютно не то же самое что «повторное использование в новых продуктах». Распространять на сайтах, в блогах и прочем с указанием авторства — ок. Использовать без разрешения в демах — неуважение к автору.
Нет ни одного доказывающего фактора что после того как ААА отымел художника, он перестал работать. И робат и дайвер и морроз при его, все рисуют, как и рисовали.
Дайвер, все будет хорошо, вот увидишь. Твои лучшие рисунки еще впереди. Я использовал только худшие!
«изпользуя без разрешения — портишь свою репутацию и карму — как следствие снижаешь ценность своей работы» — точно, Лёша, тормозни. Спросить — легко.
И лучше спросить — есть ли что-то новое, и на базе этого нового сделать НОВОЕ, а не напиздить и потом разгребать факи от всех.
полная несостоятельность как художника, музыканта и программиста, неспособность сделать что-то своё вынуждает пользоваться чужими достижениями, перекраивая их вдоль и поперёк под свой бездарный вкус, зачастую присваивая себе авторство. либо сохранять авторство, но нагло врать про то, что материал был специально создан для данного поделья — не только не согласовав это с самими авторами, но даже не удосужившись поставить их в известность…
и ладно бы графика или музыка воровалась целиком — на это ещё можно закрыть глаза. но приходится видеть своё имя под видоизменённой работой, и изменённой отнюдь не лучшим образом… проще говоря, испорченной.
заработанные таким образом призовые очки и хвалебные отзывы достигаются лишь за счёт уцелевших остатков исходного материала, и принадлежат отнюдь не ААА… но так уж вышло, что именно на этом и строится его популярность. а основной упор, конечно же, делается на неподготовленную и непосвящённую аудиторию…
у такого поведения есть вполне чёткое и однозначное определение — паразитизм.
это неверный, губительный путь, причём для всего сообщества. видя подобное хамское, оскорбительное, и во всех смыслах потребительское отношение пропадает желание вообще что-либо делать для speccy. и речь не только о дайвере — многие пострадали от глупости ААА… лично меня довольно сильно подкосила его выходка с моим музоном в конце прошлого года — и отчасти поэтому я так и не дописал трек к минувшим зимним мероприятиям…
мне приятно видеть лёгкое и толерантное отношение moroz1999 и Вассы к своим работам, но от себя хочу сказать ААА следующее:
убери свои грязные руки от всего, что я делаю, и когда-либо делал. мои работы никогда не касались, и не касаются тебя ни коим образом; я запрещаю тебе использовать любую мою графику, музыку и код полностью или частично в любых своих подельях — как с указанием авторства, так и без такового. а ко всем будущим работам обещаю со своей стороны предпринять меры для невозможности этого.
Vassa нет, мой комментарий относится лишь к первой части тирады. Например если Vassa пишет: «по-моему всё достаточно очевидно, стоит лишь произнести это вслух. diver4d паразитирует на искусстве. на людях, занимающихся настоящим творчеством, а не тем, что он выдаёт за творчество»
diver, vassa — я отлично осознаю себе цену, и прекрасно понимаю, что мои работы имеют весьма сомнительную ценность для общества… но мне дорого даже это. я с удовольствием приму критику и любые предложения, в т.ч. о сотрудничестве. но если я сижу в своей мастерской и скромно подбиваю свои коричневые сапожки, не надо врываться с улицы, перекрашивать их в красный цвет, привязывать зелёные шнурки и трясти ими на площади от моего имени…
Если отличаешься, и он делает посредственность, а ты — нет, то это и есть ЧСВ.
Если не отличаешься, и считаешь, что вы оба занимаетесь посредственными вещами — тогда я чего-то не понимаю.
Подумай.
Да, у любого автора есть право распоряжаться своими работами так, как захочется. Это право я уважаю. А вот будуь ли окружающие уважать автора — зависит от того, как он этим правом воспользуется.
если рассматривать с точки зрения мирового искусства, то, наверное, всё, что мы тут делаем, у искушенного наблюдателя вызовет по меньшей мере улыбку) если рассматривать в разрезе всея 8bit-demoscene — то я смело могу назвать свои работы посредственными… потому что смотрю я, например, на с64-художников — и у меня в голове не укладывается, как такое вообще можно нарисовать! сразу хочется уползти под стол и нервно начать отрывать себе руки… но в рамках zx, как мне кажется, я добился определённых успехов.
да, я никогда не нарисую в стандарте так, как pheel или pROF… не повторю зрелищности xzema или unreal — а уж то, что сделал MAC на последнем 3BM — вообще за пределами моего понимания… однако с определённого времени я стал стремиться делать то, чего до меня никто никогда не делал — и делать это хорошо. мне нравится 8х1, и я пытаюсь максимально раскрыть потенциал этого видеорежима. я нахожу интересные идеи в АЕ и стремлюсь сделать нечто подобное на zx — либо кодом, либо качественной анимацией, отрисованной покадрово вручную… примерно то же и с музыкой.
да, бОльшая часть моих работ — это copy-работы. но я никогда не воровал в пределах одной платформы, не лепил свой прод по кусочкам из чужих, и не брал чужую работу без согласия автора, ухудшая её качество и выставляя от его имени с заведомо ложной инфомацией о том, что она специально написана для моего поделья, в котором даже название пати (а это инвитейшн) написано с ошибками…
Я ни в коем случае не умаляю технику как достижение, но художник состоит не только из техники. Попахиваем не творчеством, а ремеслом, и я со своими копиями в первых рядах. По некопиям ведь сразу видно, чего художник стоит как художник, а не как ремесленник.
И тут, вдруг, столько пафоса. Откуда? Ну, спиздил ААА что-то, он всегда что-то тащит у всех, это ж не новость, но по тексту сообщения можно подумать, что как минимум мону лизу спиздил. Нет, я не отказываю в праве добиваться соблюдения авторства любой ценой, но оно того стоит ли?
Честное слово, выглядит, как звездная болезнь. А знаешь, чем опасна переоценка своей важности? Остановкой в развитии и топтанием на месте. Я много раз видел, как какой-нибудь упырь из девяностых на волне ностальгии материализуется на современной сцене и начинает всех строить. Такой упырь всерьез не понимает, что он остановился там, в 90ых, и уже на него все смотрят с долей иронии. Стоит ли превращаться в нафталиновую сценовую мумию?
На любую обосранную на поуэте работу надо ответить повышением уровня.
На любую спизженную и перевранную работу надо ответить еще двумя.
Иначе c64-художники так и будут занимать первые места на ZX-компо.
* Участие в пати.
* Споры на тему авторства.
Не надо мне тут про «не претендуя на искусство» :)
Просто давайте чуть попроще относиться к нашей деятельности и не перегибать палку, когда невменяемый ААА невменяется. Нам всем есть куда расти.
* техника — главное
* ярмарка продукции и присуждение медалей
* конкуренция, борьба за собственность, торговые марки и имидж
вот вообще нет ничего от искусства в большинстве работ на компо, искусство побочно либо случайно в данном случае и является уделом нескольких безумных одиночек, рисующих nocopy.
Проще относиться к ААА — всеми руками за. Я теперь так и делаю, спасибо, научили.
просто не хотелось совсем уж оголтело переходить на личности и обращаться во втором лице (хотя подмывало) — это был бы прямой наезд со всеми вытекающими… а устраивать здесь срач я не хочу, этого и на смежных ресурсах хватает.
писал в третьем лице, почему и получилось пафосно… и дело даже не в моне лизе — плевать мне на тот трек 11-летней давности, он даже не дописан… а в самом подходе и отношении.
мне очень больно и горько видеть как то, что мы вместе создаём неделями и месяцами, ААА рушит за пару дней. а подчас и несколькими постами, меняя направление дискуссии совсем не в ту сторону, в какую бы стоило…
как раз за разом ему объясняют прописные истины (которые вообще, по-моему, не нужно объяснять) — но он до сих пор не понимает, да и не поймёт…
его убеждения довольно прямолинейны и незыблемы, цели понятны и структурированы, стремления прозрачны и в общем-то объяснимы… хочется занять своё место в истории, хочется. и повыше. вот только методы…
я довольно долго изучал его поведение в сети. в клинической психологии есть вполне конкретное определение его типу личности, но это тема отдельного разговора — не здесь, да и вряд ли нужно вообще. наболело просто. извините(
предлагаю закрыть тему с ААА. слава Б-гу, здесь есть система рейтингов — надеюсь, она расставит всё по своим местам… давайте только при достижении определённого отрицательного значения переводить людей в read only?
Некоторые участки мозга заросли паутиной.
Другие — в напряге, являясь плотиной,
Прорвав которую хлынет не кровь,
А истина, которая в глаз, а не в бровь,
Истина, правда-матка — режь в морду лица
Всякого наглеца-подлеца, а сам будешь за храбреца.
Но это не цаца, не гоп-ца-ца-ца.
И ты не джигит, и не твой клич:»Асса!»
Так что держи в напряжении нервы,
Не стой под стрелой, если козыри-»червы».
"-10; // порог рейтинга при котором юзер может добавлять комментарии".
Но это упороться надо юзеру надо до не знаю какой стпени и втащить в карму всем сообществом, чтобы так уронить рейтинг.
zxaaa.untergrund.net/view_demo.php?id=8500
Я кромсал Дайвера, но мне нужно было чтоб влез мой кубик. Дайвер же не знал про кубик. А мне надо было туда сунуть кубик. Зато как красива получилось
Спросить автора — это самое легкой по сравнению с вышеперечисленным. Авторы 40 картинок потратили в разы больше времени, чем автор демы, взявший эти картинки.
Спросить разрешение — это не то же самое, что попросить нарисовать новую работу на заказ.
Работы, взятые без разрешения авторов теряют всякую ценность при их повторном использовании. И лично на меня такие демы производят отрицательное впечатление именно поэтому.
Дайвер прячь! Это самая хорошая идея.
Блин, пойду как Стивенсона попробую покрамсать, че то упустил…
zxart.ee/eng/graphics/authors/c/craig-stevenson/
Не, реально. Вы что-то тут перекалили.
Очевидно что:
1) лучше спросить разрешение, чем не спросить.
2) изпользуя без разрешения — портишь свою репутацию и карму — как следствие снижаешь ценность своей работы, навешивая на неё негатив предубеждения.
Остальное фикция и ерундятина.
т.е. нужно спросить разрешение, не более.
а вот если не разрешают, тут уж либо ты лезешь на рожон и ждёшь скандала/ругани, либо же довольный продолжаешь работу
что скажешь? ;)
ААА, чито скажешь?
у меня была история такая.
когда игра близилась к выпуску, стал вопрос о графике. ибо я напиздил тайлов из денизен и киберноид для разработки, и даже свыкся с ними :)
в общем, я долго искал контакты этих художников и рассылал письма.
и случилось чудо! Мне ответил Раффаель Кекко!
Я ХОДИЛ В ВОСТОРГЕ…
да, он разрешил юзать графу из киберноида.
Художник денизена не ответил.
тайлы Денизена пререрисовал, очистил копирайт, так скажем :) — Брайтентейл, за что ему гигантское спасибо в карму :)
и отношение будет соответствующее
сейчас, слава великому Спеку, есть друзья которые помогут с графикой.
Я просто до сих пор надеюсь на deluxe-версию на том же движке с полностью нулевыми тайлами, заточенными под конкретные карты :)
Я бы даже вписался, но у меня свой проект буксует сильно.
старую потихоньку здесь разберу по запчастям, расскажу чо да как работает, сейчас не больше.
1. AAA , ты можешь брать любые работы у меня и Вассы (только что у неё переспросил мнения и разрешения). Можешь перерисовывать как хочешь, компоновать, менять смысл — whatever. Мы только искренне порадуемся.
И это относится не только к AAA.
2. AAA , вот тебе чисто прагматичные соображения:
* Большинство не против анимации (особенно как в последнем демо), но использование старой графики портит эффект. Уже не вау, понимаешь? Использование пизженной графики — тем более. Железный вывод: если хочешь, чтобы твоя работа нравилась большему количеству людей, придумай, откуда найти оригинальный графон.
* Художники никогда не будут делать тебе графон, пока ты не уважаешь их труд и их авторские права. То есть: или ты начинаешь спрашивать разрешение на использование работ, или будешь всю жизнь конвертить чужую графику. Больно, Лёха, больно — это жизнь.
* Хочешь сотрудничества — сбавь обороты в троллинге и покажи серьезные амбиции. Если ты сам заявляешь, что тебе нужен «раб», чтобы слабать на коленке запиляторное демо из спизженной графики, то не удивляйся, что многие твои проекты обходят стороной. Юмор — это ок, но знать меру надо.
Я не хочу доказывать тебе, чем тебе надо заниматься, но не удивляйся, что многие люди не хотят тебе помогать.
Какие же вы весёлые, ребята)) Говорите о фигне с таким важным видом)) Мир вам всем и VBI.
а если будешь спрашивать?
да, мир, труд, демо! :)
ты же не заказываешь? работа сделана? осталось только дать.
вот и спроси:
«я делаю новую яркую мегадему, хочу заюзать вашу картиняку, можно?
автора укажу. С любовью, ААА» :)
1. Сверху векторные полоски, нужен фон снизу. Чебуратор, который роет могилы.
2. Дальше по центру нужен кусок графики 10*10 — чебуратор жрет кости. Слева и справа будут танцевать скелеты, вот такие, их сконвертирую
3. Сверху нужно лого и рожа чебуратора, снизу будут приветы.
итд
».
Распиши, что тебе нужно, покажи идею с самого начала, заинтересуй. Художников куча. Не поможет дайвер — поможет нортон. Не поможет нортон — поможет с запада кто-то.
А если ты сам заранее не знаешь, что ты хочешь сделать, и тебе просто нужны полноэкранные картинки на неведомое раздербанивание — вряд ли кто подпишется.
Очень немногие запрещают что либо делать с их графическими работами, обычно даже сам художник предложит переделать графику под твои нужды. Ты это делаешь достаточно аккуратно и это хорошо, но нужно научиться работать командой — это первый этап хорошего демо.
В Rocket Raccoon, например, указания авторства нет. Скорее всего, не было и разрешения на перерисовку и выставление на посторонний конкурс.
Нет ли здесь нелогичности?
Часто встречал, что многим не очень нравится, когда их работы модифицируют. Кто-то активно против, кто-то просто не одобряет.
Характерный пример — коммент raynoa, там между строк можно вычитать больше, чем raynoa напрямую написал:
zxart.ee/eng/graphics/authors/k/krossvas/tysjacha-chertej-kanalja/
С обидами на ААА получается, что как бы «вор у вора своровал». Не хочу уменьшить твой вклад в спектрумовскую графику, так пиксели расставлять как ты, я, наверное, не научусь :) но будем все же оставаться реалистами.
zxart.ee/eng/graphics/authors/v/vassa/girl-with-hat/
Вот то, что diver4d спокойно утащил картинку в этот блог — это Fair Use или нет? Нужно было спрашивать разрешения у автора? Или Fair Use это только дать ссылку на блог автора?
Честно говоря не вижу особой технической разницы между вставкой картинки сюда (в блог) и, скажем, в дему.
Другое дело прямое игнорирование воли автора, когда она уже озвучена — это однозначно плохо. (Вот как diver4d прямым текстом запретил AAA свои картинки использовать.)
Не успел еще переговорить. Накрыло хайпом, если честно.
Я не скрываю, что это копия, но и не пойду говорить «ааа, мои картинки воруют»
Насчет «вор у вора своровал» я бы все таки различал присвоение чужой работы / ее части 1 в 1 с ее очень приблизительной перерисовкой.
А так да, я вполне реалист и не питаю иллюзий насчет своей гениальности в плане художественной одаренности.
Автор взял чью-то оригинальную работу и создал новую работу с новой идеей.
Вот эта — zxart.ee/eng/graphics/authors/v/vassa/girl-with-hat/ 100% копия, на которую оригинальный автор может и сильно обидится, то, что руку вверх пододвинули и фон подделали так, что бы лучше на спектруме было — так то не пародия, а небольшие модификации.
1. Что где тырит гоблин я не знаю и знать не хочу.
2. Касательно Fatal Snipe: разрешение на трек из Down было получено ещё до выхода демы, diver4d списался с Fatal Snipe. Разрешение на трек для Andy W. было получено сразу после этого. Скриншот второго разрешения у меня есть; скриншот первого сейчас не могу найти, но уверен, что проблемы восстановить не будет.
Так что не нужно мне рассказывать про стену головой. Шрифт в Down — КУПЛЕННЫЙ. Танцоры — из коллекции бесплатного клипарта. Всё делается, нужно просто хотеть, а не трепаться на форумах.
Налицо влияние копирайт-фри культуры СССР?
для музыки в гифт робуса я просил разрешения, для рубика я просил разрешения — и не отказывают, даже с моими очень мелкими переделками трека по расширению.
и нормально, всё довольны. для новой демы nodeus вообще всё рисует сам.
панковать и пиздить конечно весело, но ты сам видишь как народ к этому относится — с большим скрипом.
Да стоит попросить люди будут работать!!! Мне не удобно грузить людей своими проблемами!!! Я делаю демо я и мучаюсь. Димидроловские картинки за два дня были для меня нарисованы. Саманта мне 40 фаз сделал в хеарт. Просто то же у людей проблемы, а я их отвлекаю постоянно. Кто хочет сам пришлет, вставлю.
прошу обоих.
Неважно, как к этому факту относиться, но это факт.
zxaaa.untergrund.net/view_demo.php?id=4080
и Инвитро гигадемо.
zxaaa.untergrund.net/view_demo.php?id=868
Ну вот в принципе то и ответ что людям надо, что люди смотрят на самом деле.
ААА на сцене с 1992 года! Я видел мир, я общался с гораздо больше людьми которые делали демо, я в тусовке постоянно. Так что сейчас молодежь пришедшая, сделавшая демо уже на готовом коде, никак меня не научит жизни. Яйцо курицу не обучит.
Я могу сразу сказать крута это или нет. Потому что это моя жизнь, это то, что я умею. Я эксперт демосцены.
тут же ясно что стоит согласится.
а то сам возьмёт :))
Не буду я ничего просить, ничего покупать и никуда сообщать. Мне глубоко все равно что и как и почему. Я буду делать демо брать музыку и картинки, вырезать куплеты, собирать из кусков нужную мне картинку, получать кайф от всего что я делаю. Тут матом идёт, никакой мир сцены, гоблин, Интроспек, и прочие любители клубнички мне не указ. Я.
Стих;
Я ссать против ветра готов,
Идти напролом сквозь врагов,
И мне не указ демосцена,
Творить я один готов!
И пусть отвернулся народ,
И пусть я в игноре, в лишенья,
Я демо пилить готов,
И пох мне на ваши решения.
Свободен поэт и в лишеньях,
Готов я творить день и ночь,
Ты бойся художник Алешу,
И жди за тобой он придёт!
И ты музыкант второсортный,
Музон свой в чулочке храни,
А ночью ты в плеере слушай,
И ручкой тихонько дрочи…
Я-то думал я тут самый пафосный чувак, но всё, сдаюсь!
У тебя изначально не было шансов ни единого шанса.
а ты, бездушная скотина, всё похерил :)
Конфет возьму, посидим с тобой…
Раба искать не буду, мне больше нечего представить миру. Достаточно побед и разочароваий. Добрая эпоха ааа кончилась.
а AloneCoder ты должен знать
В исходах мое мегадемо почти 100 мб, меж прочим…
1) Я готов к любым претензиям со стороны авторов оригиналов работ, которые я скопировал, вплоть до удаления продов и работ. Я абсолютно реально смотрю на эти вещи.
2) Я отдаю себе отчет в том, что мое, а что нет. И считаю, что мой труд имеет вполне конкретную ценность. Пусть и для совсем небольшой кучки людей.
3) Более того, я заявлю, что ЧСВ — это двигатель демосцены. Это не единственный мотив, но один из. Амбиции заставляют сделать многое ради достижения результата.
4) Я вступаю в споры не потому, что считаю себя лучше или свои работы лучше. А потому что у меня другая точка зрения и другой подход, которые я пытаюсь донести до остальных.
В целом, как bfox-а коробит посредственность, так лично меня коробит самопровозглашенная элитарность, даже в гомеопатических дозах.
Где то тут лежал Xpeccy…
*озадаченно чешет в затылке, косо поглядывая на полбутылки коньяка*
Давайте тут сохраним ссылки откуда можно воровать графику, прежде всего:
www.deviantart.com/browse/all/ — отсюда можно воровать все, сюда стекается вся графика Интернета
www.tumblr.com/search/8bit — много интересный гифтов, требующих доработки, куча идей со всех платформ
giphy.com/search/8bit — то же
beesandbombs.tumblr.com/ — квадраты
www.functor.co/page/12 — эффекты самые крутые
bahijd.tumblr.com/ — Бахин, сцука, БОГ!
www.fontov.net/Scrawl — онлайн шрифты, реально огромный ресурс, иногда выключают, но в целом все шрифты я беру отсюда, есть возможность сразу писать и конверить
thepixelarium.tumblr.com/ — куски всех игр 3д, демок, со всех платформ, под запил!
www.89a.co.uk/ — демо
stalkerhumanoid.tumblr.com/post/103659075082/nevver-gif-novel — в демо
pixcam.tumblr.com/ — 3д пиксель море
hype.retroscene.org/uploads/images/00/00/13/2015/01/24/323a0e5b87.gif
31.media.tumblr.com/tumblr_m4ub00spNa1r0ralmo1_500.gif
38.media.tumblr.com/e43892b2ad263ff226572eed98340742/tumblr_mn2tvfdZ6c1roqda3o1_500.gif
hype.retroscene.org/uploads/images/00/00/13/2015/01/24/323a0e5b87.gif
31.media.tumblr.com/tumblr_m4ub00spNa1r0ralmo1_500.gif
thepixelarium.tumblr.com/post/90328564732
sderni.ru/258717
Очень мне 14 часть нравится…
Я имею в виду, что ты умеешь работать с анимацией, дорисовывать ее. Какие-то вещи ты сам уже рисуешь даже. Но надо больше рисовать самому. Даже просто анимировать. Можно не уметь рисовать, но талант аниматора — это другое. Ты создаешь движение, ты уже чувствуешь фишки, как надо делать, чтобы движение выглядело красиво.
zxaaa.untergrund.net/view_demos.php?a=AAABand+Group
320 скачиваний, десятки положительных отзывов. Хотя я и не расчитывал на то что он вызовет радость. Просто очень сбалансированно вышло. Музыка конечно там классная подобрана.
на zx.pk.ru ты был ОДИН. причём — ПРОТИ ВСІХ, как у нас говорят — против всех :)
Здесь-же все вместе. и мы вместе творим. и мы помогаем друг-другу, слушаем друг-друга, обмениваемся мнениями и советами, и ДАЖЕ ПРИНИМАЕМ ЧУЖИЕ СОВЕТЫ И МНЕНИЯ.
Вливайся
Эффект был сделан в 1979 году!!!
Joy Division — Unknown Pleasures (1979).
Fantazy World Rizzy
может, кому-то этот пост не понравится, но я просто хочу выразить свои 5 копеек.
во-первых, странно слышать об «авторских правах» на работы, которые зачастую являются перерисовками или новыми прочтениями картинок с других платформ. причем не всегда указывается источник вдохновения, а в авторстве работы указывается только спекхудожник, никакого featuring или что-то подобного.
во-вторых, я согласен с робатом в том плане, что как только ты выбрасываешь в паблик свою работу, ты теряешь власть над работой. ты остаешься ее автором, но уже не можешь решать ее дальнейшую судьбу: сгинет ли она в небытие или обретн новую жизнь в совершенно неожиданном ракурсе. и не надо решать, потому как если решился показать свою работу миру, будь готов к тому, что она будет жить отдельно от тебя.
ps. все мои работы в паблике живут сами собой… и мне это нравится.