+104.21
Рейтинг
337.85
Сила

Alex

PCSPE - создание музыки для PC Speaker в современных DAW

Вас мучает непреодолимое желание сделать демку для предельно олдскульного IBM PC, не имеющего даже звуковой карты, но вы не знаете, как же быть с музыкой? Можно расслабиться, ведь теперь есть альтернатива трекеру MONOTONE. Свежий VSTi плагин PCSPE позволяет создавать прекрасно ужасную одноканальную музыку для PC Speaker, подобную звучавшей в играх Monkey Island или Lotus III, с помощью любой современной DAW — FL Studio, Cubase, Reaper, и им подобных.

Полученный результат можно экспортировать для использования в ваших программах для IBM PC или других компьютеров, использующих таймер 8253 для генерации звука (Микроша, Корвет), а также прочих причудливых затей — экспорт представляет собой обычный текст очень простого формата и легко парсится. Пример простейшего проигрывателя на QBasic прилагается.

Плагин позволяет создавать инструменты, подобные тем, что используются в трекерах для AY и других звуковых чипов. Огибающие громкости, арпеджио (орнамент) и изменения питча задаются в виде строк текста с очень простым форматом, аналогично MML или FamiTracker. Условная громкость инструментов является основой системы приоритета. В один момент времени всегда звучит только тот инструмент с наибольшей текущей громкостью. Например, инструмент баса имеет громкость 1, а инструменты ударных имеют громкость 2 — значит, они будут прерывать бас в момент своего звучания. Таким образом несколько одновременно звучащих музыкальных партий утрамбовываются в один канал спикера, что, конечно, требует вдумчивого подхода при сочинении музыки и создании аранжировок.

Типичное чиптюновое арпеджио можно создавать как соответствующей огибающей, так и более удобным способом, с помощью арпеджиатора ChipArp, что позволит использовать в редакторе традиционные аккорды.

Небольшая демонстрация в MP3
Скачать плагин

1tracker v0.25

1tracker, экспериментальный кроссплатформенный мультитрекер, уже несколько лет играющий роль подпольного конкурента давно не обновляющейся Beepola, докатился до версии 0.25.

Редактор понемногу разворачивается к пользователю лицом. Произведён переход на SDL2, что улучшает пользовательские характеристики и снимает некоторые проблемы совместимости. Спорная концепция одного большого паттерна без ордер-листа, разработка которой является одним из краеугольных камней проекта, дополнилась рядом возможностей, приближающих интерфейс к классическому с ордер-листом, но только без ордер-листа, но почти как с ним. Добавлено множество шрифтов и цветовых тем в стиле классических домашних компьютеров, чтобы покрыть разнообразие разрешений экрана и хоть немного скрасить примитивность интерфейса.

Постепенно расширяется поддержка старых и новых движков, не охваченных другими редакторами. Так, в новой версии добавлено высшее на текущий момент достижение однобитной мысли — движок Pytha, умудряющийся выжать из бипера два равноценных канала с треугольной, пилообразной или прямоугольной, с переменной скважностью и модуляцией, формой сигнала, а также белый шум и ударные (услышать тут).

Помимо этого, доступны такие обделённые вниманием музыкантов движки, как:

— BuzzKick, аналог SpecialFX с сэмплами на ударных
— из игры Earth Shaker
— трёхканальный Тима Фоллина из игры Vectron
— движок Lyndon Sharp из Mig-29 и других игр
— ntropic
— Octode XL
— Phaser 2 и 3
— POWW
— prdr
— Stocker
— tBeepr
— ZX-10

Это прекрасный шанс проявить себя в музыкальном компо на грядущем DiHalt 2017, сразив публику наповал новым экзотическим звучанием старого бипера!

Скачать и начать.

Краткое руководство по выживанию в условиях отсутствия ордер-листа. На замену ему предлагается концепция блоков. Можно отмечать границы блоков произвольной длины, нажимая Space на любой строке. Удобно использовать классические 16, 32 или 64 строк. Список блоков виден в правой части экрана, также можно присвоить текущему блоку имя по Ctrl+F. Операции выделения, такие как Ctrl+A и Ctrl+L, сначала применяются к текущему блоку, потом к треку целиком. Между блоками доступен быстрый переход по Ctrl+PageUp/Down. Чтобы скроллинг и соседние блоки не мешали сосредоточиться, доступен режим ограниченной видимости, включаемый и выключаемый по Ctrl+F1.

Allister Brimble - The Spectrum Works

Обложка альбомаИмя англичанина Алистера Бримбла едва ли встречается в списках самых популярных игровых композиторов западного мира. Тем не менее, это большой энтузиаст и заслуженный ветеран своего дела. Осознав свой интерес к видеоиграм и их созданию в 1987 году, он быстро решил, что программирование ему не по душе. Но впечатление от музыки в игре Glider Rider и пять классов фортепиано подсказали другое направление для творчества. Уже через несколько лет первые любительские работы на Commodore Amiga принесли предложение от только оформившейся компании Team 17, для которой Алистер озвучил немало игр, включая первый крупный хит — Alien Breed. Впоследствии он работал и с более простыми платформами, в частности, озвучив полтора десятка игр для ZX Spectrum от издательства Code Masters.

Продолжая и по сей день трудиться наёмным игровым композитором, Алистер не забыл о том, с чего начинал, иногда осовременивая игровые композиции прошлых лет новыми аранжировками. Так, в 2012-13 годах по просьбам трудящихся и по успешному примеру своего коллеги, Криса Хюльсбека, он провёл кампанию по сбору средств и выпустил CD-альбом The Amiga Works, содержащий обновлённые версии его работ для Amiga, а полгода назад также выпустил диск ремиксов музыки Мартина Гэлвея, The Galway Works.

Альбом The Spectrum Works, на который хотелось бы обратить особое внимание, создан в рамках кампании по сбору средств на книгу ZX Spectrum: A Visual Compendium, в виде ограниченного тиража CD-издания для поддержавших проект рублём. Он содержит 12 треков различных авторов из игр для ZX Spectrum, который Алистер часто называет своим любимым компьютером — своего рода трибьют или дань уважения произведениям и людям, вдохновлявшим его в начале творческого пути. Аранжировки выполнены в самых разных стилях, от симфонических оркестровок до прогрессив-рока и электроники, с органично вплетающимися в современное звучание вкраплениями классического 8-битного арпеджио.

Плейлист включает:

  • Glider Rider
  • Saboteur II
  • Stormbringer
  • Agent-X
  • RoboCop
  • Beyond the Ice Palace
  • Savage
  • Zub
  • Hydrofool
  • Chronos
  • Fairlight
  • Platoon

Можно послушать альбом без SMS или поддержать автора покупкой этого и других релизов в цифровом виде.

Thinking in Binary: The Making of HoustonTracker 2

На недавнем Revision 2017 один из главных активистов однобитной музыки, utz (irrlichtproject), выступил с докладом об истории разработки им трекера HoustonTracker 2 для 8-битной (на Z80) линейки графических калькуляторов Texas Instruments — TI-82, TI-83 (TI-82STATS), TI-83+/84+/SE. Рассказ довольно мало касается собственно трекера, музыки, и однобитного синтеза звука, но даёт очень много интереснейших подробностей о самой платформе и сложностях, поджидающих новичков на пути её освоения.

Доступна видеозапись доклада на английском языке, без субтитров. Под катом выжимка основных положений.



Читать дальше →

VT2i и другие чиптюновые VSTi

Краткий обзор моих свежих VSTi-плагинов, предназначенных для внесения элементов чиптюна в музыку для широких масс, либо создания полных стилизаций под чиптюн в современных аудиоредакторах типа FL Studio, Reaper, Cubase, и им подобных. Все они объединены общей концепцией брутального минимализма, отсутствием GUI (интерфейс предоставляет ваша DAW) и полностью открытым исходным говнокодом.

Изучаем.


Читать дальше →

Разработка для Atari 2600 в браузере

Крайне интересный сайт для тех, кто хотел бы освоить программирование для Atari 2600. Содержит реализованную на HTML5 связку из эмулятора и интегрированного с ним ассемблера с хорошими отладочными возможностями, а также 36 примеров прекрасно документированного кода — начиная от простейшего, типа hello world, продолжая постепенным ростом сложности и освоением аппаратных средств платформы, и заканчивая довольно сложными этюдами, такими как классические трюки с выводом текста и 6-значных десятичных чисел (на 2600 очень трудно отображать текст) и отображением дороги в перспективной проекции, как в гоночных играх. Не обойдён вниманием и звук, поддержка которого также присутствует. В общем, всё, что нужно, чтобы начать писать собственные игры или демо.

Среди интересных возможностей — ассемблер умеет показывать время выполнения команд в тактах, что очень актуально для 2600, где вся работа с графикой напоминает по своей сути мультиколор или бордюрные эффекты на ZX Spectrum.

Напоминаю, что несмотря на близкую к предельной древность (1977 год) и крайнюю ограниченность технических средств (например, всего 128 байт ОЗУ и штатно максимум 4096 байт ПЗУ для программы), на платформе существует довольно активная сцена, создающая немало интересных продов. Прекрасный выбор для поклонников минимализма в поисках самых крупных и самых остроугольных пикселей.

Посетить незамедлительно!

Wolfenstein 3D на Game Boy Color

Куда уже только не добрались любительские порты Wolfenstein 3D. Мы уже видели впечатляющие результаты на ZX Spectrum 48K, Atari XL, Sega Genesis. Все эти проекты объединяет стремление адаптировать или написать новый код, работающий в рамках оригинальных возможностей ретро-платформ.

Game Boy Color, с его недо-Z80 на частоте 8.3 МГц с сочетании с маленьким разрешением экрана — довольно интересная платформа для подобных экспериментов. Попытки реализовать игры, аналогичные Wolf 3D, уже были, но они отличались графикой совершенно без текстур с не очень высокой скоростью работы.

Автор находящегося в процессе разработки нового порта Wolfenstein 3D для GBC решил пойти нетрадиционным путём — получить полноценную графику и высокую частоту кадров за счёт применения сопроцессора в картридже. Игра работает на 32-битном микроконтроллере производства NXP с ядром ARM Cortex-M0 на частоте 48 МГц, 16КБ ОЗУ и 128КБ ПЗУ. Интерфейс с GBC представляет собой двухпортовое статическое ОЗУ объёмом 8КБ, в которое с одной стороны идёт рендер видеобуфера от микроконтроллера, а с другой GBC забирает готовые тайлы для отображения. Также на плате присутствует 8-битное ПЗУ объёмом 512 килобайт для обычного GBC кода и маппер MBC1 для работы с ним.

Больше подробностей на странице проекта.

Бипер 20XX - обзор биперных движков 2010-2015 годов

Стараниями небезызвестного Мистера Бипа, с середины 2000-х годов давно позабытая биперная музыка вдруг пережила второе рождение. Волна интереса среди отдельных энтузиастов привела к появлению редакторов для старых биперных движков, а потом и новых движков, что в свою очередь привлекло новых авторов биперной музыки, а в результате добавилась и неплохо прижилась новая категория музыки на многих демопати. Практически случился настоящий биперный ренессанс.

Поднявшись с колен, простой как пробка, неделимый и неисчерпаемый как атом, бипер до сих пор шагает семимильными шагами, и авторы музыки оказались не в силах угнаться за его прогрессом. Набор биперных движков, наиболее часто применяемых в конкурсных работах, до сих пор ограничен 4-5 экземплярами, половина из которых создана в прошлом веке. Но прошедшая пятилетка принесла десятки новых, как возрождённых классических, так и всё более совершенных и впечатляющих достижениями современных движков. Конечно, применение многих из них сдерживается неразвитостью средств создания музыки, но в большинстве случаев какие-то средства всё же есть, а овчинка может стоить своей нелёгкой выделки. Ведь каждый биперный движок — это новый оттенок в звуковой палитре, новый необычный звук, и возможно именно разнообразие является одним из ключевых факторов успеха современной биперной музыки.

В данном обзоре я кратко рассмотрю все известные мне биперные движки для ZX Spectrum, созданные в 2010-2015 годах. Обзор не включает некоторое количество классических движков 1980-х годов, также возвращённых к жизни за этот период.

Читать дальше →

NES - замер времени выполнения кода

При разработке для ретро-платформ нередко возникает необходимость сделать оценку быстродействия разных частей программы — то, что в современной практике называется 'профилированием'. Например, после добавления новых возможностей в игру её логика перестала укладываться в один кадр, начались замедления, и требуется выяснить, на какой части кода нужно сосредоточить усилия по оптимизации в первую очередь. Конечно, для небольших фрагментов кода на ассемблере всегда можно (и нужно) посчитать время выполнения в тактах вручную, но на больших участках со сложной логикой, либо при написании программы на языке высокого уровня, этот подход не годится. Рассмотрим, какие способы решения этой задачи есть в арсенале современного разработчика для NES.


Читать дальше →