Бипер 20XX - обзор биперных движков 2010-2015 годов

Стараниями небезызвестного Мистера Бипа, с середины 2000-х годов давно позабытая биперная музыка вдруг пережила второе рождение. Волна интереса среди отдельных энтузиастов привела к появлению редакторов для старых биперных движков, а потом и новых движков, что в свою очередь привлекло новых авторов биперной музыки, а в результате добавилась и неплохо прижилась новая категория музыки на многих демопати. Практически случился настоящий биперный ренессанс.

Поднявшись с колен, простой как пробка, неделимый и неисчерпаемый как атом, бипер до сих пор шагает семимильными шагами, и авторы музыки оказались не в силах угнаться за его прогрессом. Набор биперных движков, наиболее часто применяемых в конкурсных работах, до сих пор ограничен 4-5 экземплярами, половина из которых создана в прошлом веке. Но прошедшая пятилетка принесла десятки новых, как возрождённых классических, так и всё более совершенных и впечатляющих достижениями современных движков. Конечно, применение многих из них сдерживается неразвитостью средств создания музыки, но в большинстве случаев какие-то средства всё же есть, а овчинка может стоить своей нелёгкой выделки. Ведь каждый биперный движок — это новый оттенок в звуковой палитре, новый необычный звук, и возможно именно разнообразие является одним из ключевых факторов успеха современной биперной музыки.

В данном обзоре я кратко рассмотрю все известные мне биперные движки для ZX Spectrum, созданные в 2010-2015 годах. Обзор не включает некоторое количество классических движков 1980-х годов, также возвращённых к жизни за этот период.

Стоит отметить, что начавшись с ZX Spectrum, новая волна биперной музыки уже выплеснулась и на другие платформы, в частности успешно прижившись на графических калькуляторах Texas Instruments (получился своего рода биперный Gameboy), а также затронула и платформы, изначально оснащённые аппаратным синтезатором звука и потому не имевшие необходимости в биперной музыке — Atari 8-bit, Commodore 64 и многие другие.


Общая информация

Перед обзором — несколько слов о существующих способах написания музыки для биперных движков.

В лучшем случае поддержка движка реализована в Beepola, самом популярном и дружественном к неискушённому пользователю биперном кросс-трекере для Windows. К сожалению, набор поддерживаемых движков там очень ограничен и может пополняться только силами автора, которых не хватает, и потому обновления бывают редко.

Менее удобный вариант, тем не менее делающий доступным для относительно простого использования ряд движков, не охваченных в Beepola — кросс-трекер 1tracker, также позволяющий добавлять поддержку новых движков через написание скриптовых плагинов. Как и Beepola, он позволяет сразу услышать похожий на правду результат.

Если нет специального редактора, в ход идут конвертеры из XM и MIDI файлов. В этом случае поддержка возможностей движка ограничена, а настоящее звучание можно оценить только после конвертирования. Во время редактирования либо слышен очень приблизительный звук (в XM), либо обычные MIDI-инструменты используемого синтезатора. Тем не менее, даже такой, далеко не самый удобный способ написания музыки, позволил Мистеру Бипу написать немало 8-ми и 3-канальных шедевров на движках Octode и Tritone.

В худшем случае есть только ассемблерный исходник и описание формата. Тогда остаётся только изучить формат и набирать музыку в виде последовательности байт. Впрочем, в таком невыгодном положении сейчас пребывают только некоторые классические движки, современные же более-менее охвачены как минимум конверторами из XM.



Обзор движков


anteater (utz, 08'2014)

Движок реализует два тональных канала — один с квадратной формой сигнала и один с изменяемой формой, определяемой последовательностью бит. Также присутствует канал ударных. Счётчики 8-битные. Несмотря на простоту, движок имеет неплохое и чистое звучание.

Есть конвертер из XM, написанный на Perl.


B'TMAN (Alone Coder, 2012)

Уникальный пятиканальный движок. Имеет четыре канала тона с поддержкой огибающих и слайдов, а также канал оцифрованных ударных, не прерывающий тональные каналы. Обладает очень характерным резким и мощным звуком. Создан и использован для создания одноимённого биперного трека, участвовавшего в компо на CC'2012.

Доступен только в модифицированной версии редактора Beep Tracker для реального ZX Spectrum, не попавшего в этот обзор лишь по причине более ранней даты разработки (2009 год).


Huby (Shiru, 04'2011) (пример звучания)

Простейший двухканальный движок, код которого занимает менее 100 байт, а формат данных музыки довольно компактен. Предназначен для добавления музыки в игры в ситуациях, когда размер имеет значение. Предоставляет всего два канала тона с 8-битными делителями и один примитивный ударный инструмент, замещающий один из каналов тона. По характеристикам очень похож на движок Music Studio, но имеет совершенно другой звук, чистый, тонкий и довольно тихий.

Поддержан в Beepola и 1tracker, имеет конвертер для XM.


nanobeep (utz, 09'2015) (пример звучания)

Прямой конкурент Huby в нише сверхкомпактных движков для применения в играх. Всего 86 байт. Два канала тона с 8-битными делителями, один простейший ударный инструмент. Имеет особенность в виде расстройки нот не только в верхней, но и нижней части диапазона, что ограничивает доступный диапазон примерно тремя октавами. Характер звучания довольно уникален, очень громкий и резкий.

Есть конвертер из XM.


ntropic (utz, 01'2014) (пример звучания)

Также довольно компактный движок, предоставляющий два тональных канала с 8-битными делителями, один канал шума с фиксированным периодом, а также простейший ударный инструмент. Своего рода более развитый аналог движка Music Box (Wham).

Есть конвертер из XM, поддержан в 1tracker.


Octode (Shiru, 02'2011) (пример звучания)

Один из немногих 8-канальных движков. Написан как альтернатива ZX-7, имеет сходные характеристики и похожий по характеру, но более громкий звук. Предоставляет восемь одинаковых тональных каналов с 8-битными делителями и набор из восьми 'кликающих' ударных инструментов. Главные отличия от ZX-7 в возможности расстройки частоты нот и способе генерации звука, не требующем большого буфера в ОЗУ.

Движок имеет конвертер из XM и поддержан в 1tracker.


Octode XL (introspec, 2014) (пример звучания)

Модификация оригинального движка 2011 года. Отличается характером звучания, оно более громкое и резкое. Движок имеет пять вариаций, отличающихся громкостью звука, причём в двух из половина каналов имеет другую громкость.

Есть конвертер из XM и поддержка в 1tracker.


Octode 2k15 (utz, 09'2015) (пример звучания)

Полная переработка движка 2011 года. Переняв восьмиканальность и название оригинала, имеет заметно отличающийся звук, более похожий на Octode XL, и 16-битные делители, что устраняет проблему нестроящих высоких нот. Количество 'кликающих' ударных инструментов уменьшено до трёх.

Есть конвертер из XM.


Octode PWM (utz, 09'2015) (пример звучания)

Модификация предыдущей модификации движка, с 16-битными делителями. Отличается довольно шумным звучанием, которое заметно отличается от всех других версий Octode и напоминает Music Box (Wham).

Есть конвертер из XM.


Phaser1 (Shiru, 03'2010) (пример звучания)

Двухканальный движок, с момента появления завоевавший большую популярность. Один из каналов поддерживает инструменты на основе интерференции двух расстроенных друг от друга генераторов с 16-битными делителями, что позволяет получить разнообразное звучание, изменяющееся во времени, а также имитировать управление скважностью. Второй канал воспроизводит обычный тон с квадратной формой сигнала. Также есть канал ударных, 8 разных инструментов. Существует две версии движка, отличающихся звучанием ударных — в одной они синтезируются традиционным для биперных движков способов, в другой представляют собой заранее записанные сэмплы.

Есть нативный редактор для ZX Spectrum 48K, поддержка в Beepola и 1tracker.


Phaser2 (Shiru, 03'2011)

До сих пор остающийся в тени последователь предыдущего движка. Остался незамеченным за длительным отсутствием средств для создания музыки. От оригинала отличается наличием двух равноценных каналов тона с несколько расширенными возможностями настройки инструментов, а значит и более разнообразным звучанием. Ударные только синтетические, но с возможностью настройки их звучания.

Поддержан в 1tracker.


Phaser3 (Shiru, 08'2015) (пример звучания)

Третья версия двухканального движка. Ещё больше расширяет возможности настройки инструментов, в частности добавляя возможность частотного и фазового слайдов. Ударные инструменты снова используют сэмплы, но на этот раз они загружаемые (импортируются из WAV-файлов).

Поддержан в 1tracker.


POWW (utz, 05'2013)

Первый биперный движок от utz, на момент написания едва знавшего ассемблер Z80. Сейчас же, всего два с половиной года спустя, он — самый продуктивный автор продвинутых биперных движков. Движок реализует два тональных канала, один из которых генерирует обычный квадратный сигнал, а другой позволяет выбирать форму сигнала из нескольких инструментов, что позволяет получить очень резкое, но интересное и узнаваемое звучание. Также есть два ударных инструмента.

Поддержан в 1tracker.


prdr (Shiru, 08'2015)

Простой двухканальный движок. Использует необычный подход к синтезу звука, проигрывая вместо чистого тона шум с коротким периодов. Это позволяет получать тон разных тембров, а также играть обычный шум в тех же каналах. Поддержан слайд вниз. Все параметры могут изменяться для каждой ноты. Это позволяет обойтись без специального канала ударных инструментов. Каналы имеют 8-битные делители и неравную громкость.

Поддержан в 1tracker.


qaop (utz, 2015) (пример звучания)

Дальнейшее развитие идей движка RAWP, улучшающее все его характеристики. Два канала wavetable-синтеза с короткими зацикленными 3-битными сэмплами, более чистый звук, 16-битные частотные счётчики для устранения проблем с расстройкой высоких нот. Особенностью движка является эффект 'перегруза', возникающий при смешивании двух громких звуков, что дополнительно окрашивает звук.

Есть конвертер из XM в виде Perl-скрипта.


QChan (Shiru, 03'2011) (пример звучания)

Четырёхканальный движок с синтезом и звучанием, аналогичным Stocker. Имеет 16-битные делители. Поддерживаются примитивные огибающие (скорость спада) и уровни псевдо-громкости каналов. Также есть канал 'кликающих' ударных инструментов.

Есть конвертер из XM и поддержка в Beepola.


quattropic (utz, 08'2015) (пример звучания)

Старший брат движка ntropic и мощный конкурент для Tritone. Предоставляет четыре канала тона с 16-битными делителями и настраиваемой для каждой ноты скважностью. Третий канал имеет повышенную громкость. Один из каналов может играть шум вместо тона, также с настраиваемой скважностью и изменяемой высотой, на нём также доступен слайд для тона. Отдельный канал для ударных инструментов отсутствует, так как поддержка шума и слайдов позволяет неплохо имитировать ударные.

Есть конвертер из XM.


RAWP (utz, 08'2014) (пример звучания)

Исторически первый представитель редкой пока категории wavetable-движков, синтезирующих звук через проигрывание коротких зацикленных однобитных оцифровок с разной скоростью. Имеет два равноценных канала с поддержкой расстройкой и слайдов вверх и вниз, а также канал хай-хэта с одним звуком фиксированной высоты. Частотные счётчики каналов 8-битные, поэтому движок так же подвержен некоторому нестрою в области высоких частот, как и многие обычные движки.

Есть конвертер из XM.


Savage HD (introspec, 11'2013) (пример звучания)

Обновление довольно популярного движка, давно доступного в Beepola. Хотя оно полностью совместимо с оригинальным форматом данных, весь код движка был переписан заново в целях улучшения качества звука. Также новая версия доступна в трёх вариантах, различающихся относительной громкостью каналов — с более сильным различием для увеличения гибкости в создании эффектов эха, близким к оригинальному соотношением громкостей, и с одинаковой громкостью каналов.

Для движка нет редактора и конвертера, но его можно использовать, вручную обновив код, экспортированный из Beepola.


Stocker (Shiru, 08'2010) (пример звучания)

Довольно сложный двухканальный движок, написанный как альтернатива Music Synth 48K. Тональные каналы поддерживают инструменты, представляющие собой огибащие громкости, аналогично сэмплам в трекерах для AY. Делители 16-битные, с возможностью расстройки нот. Есть слайды вверх и вниз, режим легато (смена ноты без перезапуска огибающей) и пять ударных инструментов.

Есть конвертер из Vortex Tracker II и поддержка в 1tracker.


tBeepr (introspec, 2013)

Изначально созданный в 1995 году, в минувшей пятилетке движок был возвращён к жизни и доработан его оригинальным автором, поэтому он вполне имеет право присутствовать в этом списке. Имеет два канала тона с 8-битными делителями и управляемой скважностью (пять значений), а также простейшей модуляцией скважности. Канал ударных инструментов, 12 разных звуков.

Есть поддержка в 1tracker.


Tritone (Shiru, 03'2011) (пример звучания)

Трёхканальный движок с изменяемой скважностью для каждого канала — 8 значений, от 6% до 50%. Делители 12-битные. Существует две версии движка, в одной из которых громкости тональных каналов равны, а в другой различаются, от самого громкого до самого тихого, что позволяет создавать довольно чисто звучащий эффект эха. Также есть канал 'кликающих' ударных инструментов, всего 24 не сильно отличающихся друг от друга звуков. Оригинальный движок впоследствии подвергался незначительным модификациям для улучшения качества звука.

Есть конвертер из XM и поддержка в Beepola.


Tritone FX (utz, 09'2015) (пример звучания)

Существенно переработанная и усовершенствованная версия трёхканального движка с управлением скважностью тона. От оригинала сохранилась идея цикла генерации звука, в остальном же движок сильно отличается и не совместим с оригиналом. Добавлена поддержка таблиц эффектов, аналогичных по назначению сэмплам и орнаментам в трекерах для AY. Один из тональных каналов может переключаться в режим генерации шума. Скорость проигрывания может изменяться на каждой строке. Изменено соотношение неравной громкости каналов, убраны потерявшие актуальность после добавления новых возможностей 'кликающие' ударные.

Есть конвертер из XM.


xtone (utz, 09'2015) (пример звучания)

Единственный известный мне на данный момент движок с шестиканальной полифонией. Каналы тона имеют 16-битные делители и настраиваемую для каждой ноты скважность (4 значения). Также есть канал ударных, три разных инструмента. Из-за большой полифонии Звук довольно грязный по сравнению с другими движками подобного типа, но тем не менее достаточно хороший и по своему интересный.

Есть конвертер из XM.


yawp (utz, 09'2015) (пример звучания)

Самый мощный на данный момент представитель волны wavetable-движков, развитие qaop. Три канала, проигрывающие короткие зацикленные 2-битные сэмплы. 16-битные счётчики, громкости и характер звучания каналов несколько отличаются, добавляя гибкости. Конечно, увеличение полифонии несколько ухудшило чистоту звука.

Есть конвертер из XM.


ZX-16 (Jan Deak, 2014) (пример звучания)

Рекордное достижение в области биперной полифонии — единственный в своём роде 16-канальный движок от ветерана биперной сцены и создателя линейки движков и редакторов ZX-3, ZX-7, ZX-10. К сожалению, автор покинул нас в ноябре 2014 года, но дело его живёт, а достижение едва ли будет превзойдено. Движок генерирует звук по принципу ZX-7 и имеет схожее, но более шумное звучание. Ударные инструменты отсутствуют.

Есть конвертеры из XM и MIDI.


Сводная таблица характеристик

ДвижокТипПолифонияУдарныеТочность счётчиковИзменение тембраРедакторКонвертор
anteaterPWM2клики8скважность XM
B'TMANPWM4сэмплы огибающиесвой 
HubyPFM2слайд8 Beepola, 1trackerXM
nanobeepPFM2клик8  XM
OctodePFM8клики8 1trackerXM
Octode XLPFM8клики8разные громкости1trackerXM
Octode 2k15PFM8клики16  XM
Octode PWMособый8клики16  XM
Phaser1phase2клики, сэмплы16настройкисвой, Beepola, 1trackerXM
Phaser2phase2настраиваемые16больше настроек1trackerXM
Phaser3phase2сэмплы16куча настроек1trackerXM
POWWособый2клики форма волны1tracker 
prdrособый2слайд и шум8периоды шума1tracker 
qaopwave2 16сэмплы XM
QChanPWM4клики16огибающиеBeepolaXM
quattronicpulse4слайд и шум16скважность XM
RAWPwave2сэмпл хэта8сэмплы XM
Savage HDpulse2клики16скважность  
StockerPWM2клики16огибающие1trackerVT2
tBeeprpulse2клики8скважность1tracker
Tritonepulse3клики12скважностьBeepolaXM
Tritone FXpulse3 12скважность, таблицы XM
xtonepulse6клики16скважность XM
yawpwave3 16сэмплы XM
ZX-16PFM16 8  XM, MIDI

Классификация типов движков в таблице:

PWM — имитация громкости через изменение ширины очень узких импульсов. Типичный представитель Fuzz Click (Special FX).
PFM — генерация звука очень узкими импульсами фиксированной ширины. Huby, Octode, ZX-7.
phase — логическое наложение выхода двух генераторов, работающих на разных частотах. Все движки линейки Phaser.
square — сигнал прямоугольной формы, скважность 50%. Music Box (Wham).
pulse — сигнал прямоугольной формы с изменяемой скважностью. Tritone.
wave — wavetable, короткие зацикленные сэмплы, обычно 256 отсчётов.

16 комментариев

avatar
я конечно знал что биперов несколько, но чтобы так много — даже предположить не мог. целая ветка, или даже отрасль в музыке на zx. и это только за последние 5 лет. а что было раньше?
avatar
А раньше не было ничего! игровые движки и несколько восточноевропейских редакторов, которые почти никто не использовал.
avatar
Shiru, очень хороший обзор. Всё время удивляюсь, выходя за пределы однобитного форума, насколько мало понимания вопроса. BOTB — практически луч света в тёмном царстве, во многом стараниями Brighentayle.

Методологически, в обзоре есть одна проблема: изменение громкости во многих движках делается изменением скважности, так что я затрудняюсь сказать чётко, насколько можно (и можно ли) отделять эти два метода как разные вещи.

А Savage HD ты не включил из каких-то идеологических соображений или забыл просто? Он не менее радикальная переделка Savage чем tBeepr — переделка старого движка.
avatar
Я для себя разделяю PWM и pulse по порогу ширины импульса. От единиц процентов до 50% — pulse (многие звуковые чипы позволяют менять скважность в таких пределах). В этих пределах на слух изменения больше ощущаются как изменение тембра или HP фильтр. Меньше единиц процентов — PWM, более заметно начинает ощущаться изменение громкость, а тембр уже почти не меняется. Конечно, это субьективные условности, за текущим отсутствием общепринятой терминологии.

Про Savage HD вспоминал, но сомневался, куда его отнести. Сейчас добавил, код-то всё же новый, хоть и формат старый.
avatar
Мне кажется, что правильнее всего говорить о PWM только тогда, когда ширина импульсов меняется в зависимости от общей громкости, в противоположность скважности, которая, всегда, — характеристика строго одного канала. Потому что pulse 50% — будем откровенны — никакой уже давно не pulse, а максимальная громкость меандра (подразумеваю сейчас что меандр — на слышимой частоте).

«Что сказать-то хотел?» — можешь спросить ты :)

Я думаю, что очень многие случаи, где ты говоришь о контроле громкости — это всё же контроль скважности. Special FX — однозначно скважность; pulse по твоей терминологии.
avatar
Я не спорю, всё так. Проблема в том, что терминология не устоялась, и если закопаться в выяснение ответа, как же правильнее, обзор не был бы написан. Со временем устоится, тогда буду говорить как все. Сейчас я руководствовался тем, что utz давно относит все SpecialFX-подобные движки к PWM (наверное потому что модуляция, т.е. скважность меняется в пределах строки и независимо от строк паттернов), и тем, что в терминологии чиптюна (SID и 2A03 в частности) каналы с управляемой скважностью называют pulse, чтобы отличать от фиксированных 50% (тогда это square). В моём текущем определении pulse отличается тем, что скважность не меняется в пределах строки паттерна и устанавливается в начале строк. Хотя, конечно, tBeepr получается пограничным случаем, ведь он может модулировать скважность, и в больших железных синтезаторах это действительно называется PWM.
avatar
tBeepr писался под впечатлением от движка из Dizzy 1, который, видимо, написан Уиттекером, видимо, под впечатлением от Special FX. Специфический звук движка Уиттекера, его как бы огибающие — это как раз слайд скважности, которому я и пытался подражать (по незнанию, я сделал его гораздо примитивнее, конечно). Тем не менее, я бы не называл это PWM, потому что PWM на звуковой частоте, только на одном канале, уже совершенно точно тембральный эффект, а не чисто амплитудный.

Спасибо за обсуждение, я тоже колебался, как правильно провести черту и этот разговор мне лично очень помог. Я лично сказал бы, что PWM сделано только у Alone Coder и в двух движках utz. Octode XL — это некая промежуточная форма, т.к. частота дискретизации — звуковая. Всё остальное — контроль скважности, imho.
avatar
Потрясающее многообразие.
Неожиданно много
  • VBI
  • +2
avatar
Как же много мы не знаем…
Замечательная статья!
  • sq
  • +2
avatar
А нет ли смысла все эти наработки попробовать в области digital-звука на AY? Такой совсем тупой вопрос, с вашего позволения.
avatar
И смысл и такие идеи есть. Надеюсь, со временем дойдут руки и до этого.
avatar
Начать хотя бы с того, что бипер имеет свойство играть с разной громкостью на живых девайсах. Иногда и вовсе выводиться отдельно. Нельзя ли существующие движки пропатчить на предмет «играть все то же самое но через AY»? Или тут проблема с тем что надо 3 раза OUT делать вместо одного и такой частоты уже не достичь?
avatar
Можно играть в один канал и будет сопоставимо. Но хаки существующих движков — хотя и возможны — довольно большая работа. Нужно делать детекты 48/128; нужно проверять циклы на выравнивание. Всё это делается, но реально это будет хорошо работать лишь тогда, когда пойдут биперные движки специализированные для AY.

А вообще процесс идёт. То, как Eager играет цифровые ударные — это биперное мышление, а не то, как работают обычные AY трекеры. Будет больше.
avatar
как вы помните, широченные слои общественности не услышали эти цифровые ударные — точнее не придали им значения. Может оно конечно и хорошо, но хотелось бы более весомых (на слух) улучшений. Понятно, что играя оцифровку голоса (Condommed) все сразу всем ясно, но думаю и инструментами надо искать пути. Может быть не ударные?
avatar
Макс, мы как бы тоже слушаем фидбек и как бы учимся на своих ошибках :)
avatar
Невероятно, я и не думал, что биперных движков так много и с настолько разнообразным звуком.
Биперная сцена на данный момент испытывает эффект инерции — есть мастера, есть технологии, есть работы, но аудитории нет. То есть, как нет — есть увлеченные потребители вроде меня, но мало кто реально разбирается в происходящем. Нужно немного времени и отдельных усилий, чтобы потребитель «догнал» и осознал.
Какие проблемы у бипера есть сейчас:
1. Есть предубеждение у слушателя, привыкшего к AY. Это, вроде как, ушло уже в прошлое по большей части — на последних пати кровь из ушей от испуга уже не идет, основная масса слушателей уже прислушалась и сложила мнение. Очень хорошо, свой сегмент более-менее сложился, престиж бипера очень высок.
2. Непонятно, где его взять? Тут первоначально частично решали пара онлайн коллекций (сайт Mr.Beep, например), потом я постарался реализовать какие-то возможности на ZX-Art. Здесь, мягко говоря, есть куда расти, но мне нужен фидбек биперных энтузиастов, чтобы понять, чего на самом деле не хватает для бипера на портале. Прямо сейчас биперы распылены по личным сайтам, sound cloud, архивам с пати, коллекциям .ay файлов типа ZX-Art или AYGOR, или BOTB.
3. Непонятно, кто его пишет. То есть, если разобраться, то не менее 50% бипера пишут музыканты с BOTB. Кого-то из них мы видим на пати, но редко. Пока что узнаваемости биперных музыкантов мало, мы можем различить brightentayle, shiru и mister beep, а остальные люди неизвестны.
4. Непонятно, как играть на PC. Для новичка, заинтересовавшегося бипером, запускать мелодии по одной через эмулятор — это боль. Отдельная коллекция mp3 в онлайне есть на z80.i-demo.pl, mister_beep.republika.pl/music.html и кое-что на всё том же ZX-Art.
Оффлайн можно играть через ZXTune или AYEmul, если есть формат .ay. Благодаря стараниям introspec и utz у многих мелодий появился .ay формат, но далеко не у всех.
5. Непонятно, с чего начать и на что обратить внимание. То есть, нет писькомерок (которые помогают человеку не в теме быстро ознакомиться с более-менее лучшими вещами) и каталогизации. Вот, куда мне идти, если я хочу послушать всего Mr.Beep? Я-то знаю, что кое-что у него выложено в Soundcloud, кое-что на сайт, а всё ли? А у остальных?

Что я предлагаю: сделать самую большую и удобную бипер-коллекцию на базе ZX-Art. Уже есть автоконверсия из .ay (спасибо Vitamin-у за его ZXTune), онлайн-прослушивание в браузере, уже есть хранение оригиналов (beepola/1tracker файлы), разделение по авторам, есть голосование и комментирование каждой работы, импортированы биперные мелодии классических игр с AY project и WoS. То есть, базовая инфраструктура уже готова к использованию.
С чем нужна помощь:
1. Нужны пользователи и слушатели. Чего не хватает, чтобы слушать и пользоваться? Говорите, чего не хватает, что раздражает, буду исправлять и доделывать.
2. Слушатели принесут голоса, голоса дадут вменяемые рейтинги музыки. Вот тут можно послушать рейтинг биперов, как он есть сейчас — zxart.ee/eng/music/database/formatGroup:beeper/sortParameter:votes/sortOrder:desc/resultsType:zxitem/
С меня — вывод этого рейтинга в отдельное меню.
3. Если классические игровые мелодии худо-бедно присутствуют, то мелодий из современных игр почти нет. Нужны оригиналы, нужны .ay файлы для проигрывания (mp3/ogg сконвертятся сами), нужны авторы и их работы, написанные за 10 лет.
4. Мало охвачен BOTB. Нужна аналогичная помощь.
5. С меня также вывод на главную музыки всех движков бипера. Сейчас движки кое-где внесены интроспеком через теги zxart.ee/eng/music/tags/, а было бы круто сделать отдельный раздел, где можно было бы послушать всё имеющееся по каждому движку. Чтобы вот в этой самой статье ссылки давать на наиболее полные коллекции по каждому движку. То есть, я делаю разделы, но мне понадобится помощь с правильными тегами. Если теги не нравятся — могу сделать любой другой механизм.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.