Видеорежим HAM в компьютерах Amiga



Первый модельный ряд компьютеров Amiga базировался на чипсете Original Chip Set (OCS).
Видеочип для него переделывался из более ранних моделей компьютеров для видеосистемы NTSC и в последней был особый режим когда в системе HSV (типичной для телевизионных видеорежимов) фиксировались цветовые компоненты, а менялась только яркость — был особый бит в пикселе, что для него значение цвета берется не из палитры, а является 4–битным целым числом означающим уровень яркости. Так было в NTSC.
В Амиге они перешли к системе RGB и конструктор решил выкинуть эту логику как неактуальную, но инженер проектирующий чип сказал что если совсем убрать, то придётся сильно менять раскладку дорожек и это только замедлит разработку — проще просто переделать эту часть чипа под RGB модель и они так и поступили.
Штатные видеорежимы в Амигах позволяли иметь на битмапе заднего фона 32 цвета из палитры плюс один бит понижающий яркость в 2 раза — то есть 64 цвета с ограничениями за раз.
Однако этот вот самый «дарвиновский хвост» — режим Hold and modify позволял отображать одновременно на экране до 4096 разных оттенков (причём он первый среди персоналок взял этот рубеж). Но как он это делал!
Если в пикселе первые два бита равны 00, то следующие 4 содержат индекс цвета в 16–цветной палитре.
А вот если первые два бита равны:
01 — то следующие 4 бита описывают установку зеленой компоненты цвета (16 градаций) данного пикселя, сохраняя красную и синюю компоненты от предыдущего пикселя,
10 — то же самое для красной компоненты,
11 — то же самое для синей.
То есть, отталкиваясь от опорной 16–цветной палитры можно за несколько «ходов» изменить цвет пикселя на произвольный цвет в 4+4+4=12–битной палитре.
Это даёт 4096 возможных одновременно выводимых цвета — но не всякий «ход» мог дать удачный оттенок следующего пикселя в силу того, что менялась только одна компонента цвета. Нередко выводимая таким образом картинка давала артефакты схожие в чём то с пережатым «жипегом».
Правильный выбор опорной 16–цветной палитры + максимально удачные «ходы изменений компонент» породили целый класс алгоритмов по кодированию картинок и видео на амигах.
В общем у пользователей и программистов амиг видеорежим HAM6 это свой пласт ностальгии — на этом компьютере впервые можно было разглядывать фотографии слабо отличимого от фотографии качества (при удачном подборе компонент конечно).

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.