Энтузиастами регулярно создаются какие-то новые устройства, расширяющие звуковые возможности обычного ретро-компьютера. Плата с двумя AY/YM чипами. Плата с двумя чипами POKEY. Эмулятор с расширенной функциональностью на ПЛИС или на микроконтроллере. Что интересно, в подобных случаях за основу музыкального синтеза берется все-таки одна из классических звуковых ретро-микросхем, хотя и разработка часто ведется уже на современном технологическом уровне. Это или синтез простых волновых форм (AY/YM, POKEY), или FM-синтез (разнообразные чипы от Yamaha), или проигрывание сэмплов (Covox, Paula). Собственно говоря, в начале 80-х других видов синтеза, доступных на домашних компьютерах, похоже, и не существовало. Любителям остается лишь увеличивать количество все тех же, давно изученных звуковых микросхем (или их эмуляций) на следующих версиях своих плат, в поисках нового-старого звучания… Вовсе нет!
Самые, пожалуй, интересные вещи в компании Atari образца начала 80-х происходили в исследовательском центре под руководством знаменитого ученого Алана Кэя (ООП, оконный граф. интерфейс). Одним из проектов этой лаборатории стал Atari AMY (Additive Music sYnthesizer), звуковой чип, созданный в 1983 году на смену POKEY. Как следует из расшифровки названия, основан он на аддитивном синтезе, с 64 гармоническими осцилляторами и 16-битным звуком. По тем временам, согласитесь, довольно внушительная штука! В его реализации были использованы идеи мощнейшего цифрового синтезатора конца 70-х: Bell Labs Digital Synthesizer.
Читать дальше →