+6.29
Рейтинг
16.27
Сила

Peter Sovietov

Atari AMY: власть несбывшегося

Энтузиастами регулярно создаются какие-то новые устройства, расширяющие звуковые возможности обычного ретро-компьютера. Плата с двумя AY/YM чипами. Плата с двумя чипами POKEY. Эмулятор с расширенной функциональностью на ПЛИС или на микроконтроллере. Что интересно, в подобных случаях за основу музыкального синтеза берется все-таки одна из классических звуковых ретро-микросхем, хотя и разработка часто ведется уже на современном технологическом уровне. Это или синтез простых волновых форм (AY/YM, POKEY), или FM-синтез (разнообразные чипы от Yamaha), или проигрывание сэмплов (Covox, Paula). Собственно говоря, в начале 80-х других видов синтеза, доступных на домашних компьютерах, похоже, и не существовало. Любителям остается лишь увеличивать количество все тех же, давно изученных звуковых микросхем (или их эмуляций) на следующих версиях своих плат, в поисках нового-старого звучания… Вовсе нет!

Самые, пожалуй, интересные вещи в компании Atari образца начала 80-х происходили в исследовательском центре под руководством знаменитого ученого Алана Кэя (ООП, оконный граф. интерфейс). Одним из проектов этой лаборатории стал Atari AMY (Additive Music sYnthesizer), звуковой чип, созданный в 1983 году на смену POKEY. Как следует из расшифровки названия, основан он на аддитивном синтезе, с 64 гармоническими осцилляторами и 16-битным звуком. По тем временам, согласитесь, довольно внушительная штука! В его реализации были использованы идеи мощнейшего цифрового синтезатора конца 70-х: Bell Labs Digital Synthesizer.




Читать дальше →

О передискретизации в Ayumi

Введение

Эмулятор Ayumi был создан специально для музыкантов, с учетом их повышенных требований к качеству моделирования работы звуковых чипов AY-3-8910 и YM2149F. Он существует в двух версиях: аудио плагин для работы в реальном времени и отдельное приложение для генерирования файлов формата WAV. От уже существующих эмуляторов вышеупомянутых чипов Ayumi отличается, в первую очередь, подходом к передискретизации (resampling), о котором рассказано далее.

Для привлечения внимания уважаемой публики я решил погуглить какую-нибудь симпатичную японку с именем Аюми (раз уж название эмулятора образовалось таким образом из «AY» и «YM»). Нашлось, вот... Анимешную Аюми убрал. Теперь вместо нее слон. Почему слон? Читайте, и узнаете!




Читать дальше →